Авторизация
Сообщество
Меню

Календарь
 Январь 
Пн
Вт
Ср
Чт
Пт
Сб
Вс
 
 
 
 
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
31


В МУЗЫКЕ ВСЕГДА ЕСТЬ МЕЛОДИИ, УЖЕ СОЗДАННЫЕ ПТИЦАМИ
Olga Gura | 2013-11-21 19:21:27
Сообщение прочтено 148 раз

Общение с птицами убедило орнитолога-биоакустика, доктора биологических наук Валерия Дмитриевича Ильичёва в том, что птичьи голоса обладают целебным воздействием на человека. Однако сознательно мы можем воспринимать лишь часть эстетической и лечебной информации, которую несут птичьи голоса. Связано это с тем, что наш слух не улавливает многие высокие обертоны голосов птиц, которые находятся в не доступной нашему уху области ультразвуков. Не различаем мы и быстрые трели, то есть частые изменения громкости и высоты звуков, хотя это вовсе не означает, что они на нас не действуют.
Человеческое ухо воспринимает звуки в диапазоне разной высоты, иными словами, разной частоты колебаний. Зона же наиболее хорошей слышимости лежит в диапазоне 1000-3000 герц. Звуки с частотой колебаний ниже 16 Гц ( инфразвуки) и звуки с частотами выше 20 тысяч Гц (ультразвуки) ухо человека не воспринимает. Поэтому, если мы хотим услышать ультразвуки в голосе птицы, лежащие, например, в диапазоне 25 тысяч Гц, мы должны записать птичье пение на магнитофон и затем при воспроизведении замедлить движение плёнки как минимум в восемь раз.
Метод звукомикроскопирования, то есть растягивания звучания пения птиц с помощью аппаратуры, использовал венгерский музыкант Петер Секе, разработавший новое научное направление - орнитомузыкологию. В основе её лежит мысль, что в творимой человеком музыке всегда звучат мелодии, уже созданные птицами, но только они «замаскированы». Если человеческую речь, записанную на магнитофонную ленту, замедлить при воспроизведении, то мы услышим малоприятные звуки - нечто вроде собачьего рычания. А вот если слегка растянуть звучание птичьих трелей, то они становятся музыкальной мелодией, где даже не очень тонкое ухо уловит нежные и гармоничные переливы флейты, волынки или свирели.
Любопытно, что люди часто используют для общения те же способы, что и птицы. Например, пастухи в горах, находясь друг от друга на значительном расстоянии, общаются с помощью свиста - самой популярной разновидности звуков, издаваемых птицами. Свистом они отдают команды и собакам, помогающим пасти овец. Ильичёв рассказывает о забавных недоразумениях, случавшихся в тех местах. Рядом, в горах живут хохлатые жаворонки, свистящие звуки которых похожи на те, которыми общаются с собаками пастухи. Путая их,собаки иногда выполняют команды не пастухов, а жаворонков.
Человеку трудно в точности воспроизвести пение птиц, а вот некоторые птицы подражают человеческой речи сравнительно легко. В доме известного московского учёного-орнитолога Р. Л. Беме жили собака и множество птиц, в числе которых был говорящий попугай. Когда попугай кричал собаке голосом Рюрика Львовича «Пошла вон!», та страшно пугалась и пряталась под стол, поджав хвост.
Известные пародисты долго тренируются, чтобы удачно воспроизвести голос какого-нибудь политика или эстрадного артиста, а птицы делают это запросто, с первого услышанного слова, потому что птичий голос - это целая музыкальная лаборатория.

ЯЙЦО РАЗГОВАРИВАЕТ С КУРИЦЕЙ

- Природа снабдила птиц уникальным механизмом звукоизвлечения, - говорит Валерий Дмитриевич. - Он лишь немного похож на голосовой аппарат человека. Сходство наших голосовых аппаратов заключается в том, что звук в них образуется за счёт движения воздуха, выдыхаемого из лёгких, по типу духовых музыкальных инструментов. Воздушная струя приводит в колебание упругие перепонки, или вибраторы, которые и рождают звуковую волну. Разница же между голосовыми аппаратами в том, что у человека источник звука только один и находится он в верхней гортани, у птиц же целых четыре источника звука и работают они независимо друг от друга. Поэтому голосовой аппарат птиц представляет собой как бы мини-оркестр – дуэт или квартет, с помощью которого пернатое чудо природы и исполняет свои виртуозные музыкальные произведения.
У птиц, особенно маленьких певчих птичек, голосовой аппарат занимает значительную часть их тела. Поэтому в пение вовлекается весь организм. Когда зяблик исполняет свою прелестную песню, всё его крошечное тельце трясётся от напряжения, шейка вытянута, ротик широко открыт, давая выход переполняющим его грудь звукам, растопыренные крылышки и хвостик трепещут, но точно в такт мелодии. При этом движениями тела и натяжением мышц птицы могут в значительной степени изменять форму сложной системы резонаторов в голосообразующих органах и тем самым управлять высотой и тембром звука.
Птицы могут издавать низкие басовые крики, как утки или вороны, и высочайшие мелодические свисты, как певчие семейства воробьиных, например соловьи. Встречаются некоторые виды птиц, песня которых целиком состоит из ультразвуков. Мы видим, как птица широко раскрывает рот и вся напрягается, несомненно, издавая звуки, но самих звуков не слышим: они находятся за пределами нашей слуховой чувствительности.
Уникальный голосовой аппарат помогает птицам жить в прямом смысле этого слова. Отнимите у них этот дар, и многие виды погибнут, так как не смогут охранять свою территорию, привлечь самку, уберечь птенцов от грозящей опасности, сообщить другим птицам о пище и воде.
Звуковую связь с родителями птенцы устанавливают ещё будучи в яйце. О своей готовности вылупиться они сообщают своеобразными звуковыми сигналами. Вот и получается, что яйцо разговаривает с курицей!


ПЕСНЯ ГАРМОНИИ

Пение птиц не может оставить человека равнодушным. Оно успокаивает, веселит, настраивает на романтический лад,исцеляет душу, приводит в равновесие все процессы,происходящие в его теле. Поющая птица созидает гармонию души, психики и тела, то есть помогает человеку излечиться.
Валерий Дмитриевич Ильичёв так объясняет лечебное воздействие на человека пения птиц. Звуки через ухо попадают в так называемую слуховую зону коры головного мозга и возбуждают её. А от неё приходит в возбуждение остальная кора головного мозга. Поскольку вся работа организма так или иначе регулируется мозгом, то изменения, происходящие в мозгу, влияют абсолютно на все физиологические процессы. Даже простой звуковой вибрацией можно влиять на работу любого органа, вплоть до клетки. Но музыкальные звуки - это, по сути, прежде всего зафиксированная и устойчивая гармония. Подчиняясь ей, все органы и системы в теле человека начинают работать слаженно и правильно.
Человек генетически связан со звуками, которые издают птицы, и эта звуковая среда ему изначально приятна. Голоса птиц закреплены в структурах мозга человека как раздражитель, связанный с радостью. А связь между положительными эмоциями и физическим здоровьем хорошо известна.
Ильичёв заметил, что среди людей, живущих в окружении птиц, немало долгожителей. Он объясняет это тем, что все биологические процессы в организме человека будут в этом случае синхронизированы пением птиц. Когда люди стали жить в огромных городах, они лишили себя общения с птицами в их естественной среде. Но обходиться без их чудесного и целебного пения они долго не могли и тогда решили держать птиц в клетках, чтобы маленький певец и лекарь был всегда под рукой.
Первыми стали держать в клетках птиц и даже «поющих» насекомых, например цикад, чьи голоса почти не отличаются от птичьих, японцы и китайцы. Так они внесли природную звуковую среду в свои жилища.
- На Руси, - говорит Валерий Дмитриевич, - в домах традиционно держали скворцов, кенарей, жаворонков, синиц. Во времена Петра Великого во всех московских трактирах пели птицы (надо бы восстановить эту традицию в наших кафе) . Сам Пётр мог слушать их трели часами.
КАНАРЕЕЧНЫЕ КОНСЕРВАТОРИИ

Мало кто знает, что кенарь-самец появляется на свет с ограниченным запасом звуков. Поэтому для него нужна птица-учитель, например большая синица, пение которой напоминает колокольчик, или певчий дрозд. Кенарь, заучивая чужие голоса, творчески их перерабатывая, постепенно обучается самобытному пению.
То же самое происходит и с соловьями - бесспорные лавры первенства все любители птичьего пения отдают этой невзрачной на вид птице. Но своё вокальное мастерство соловей получает отнюдь не при рождении, а приобретает во время длительного обучения, общаясь с другими птицами. Поскольку вокальное мастерство каждого соловья зависит от звуковой среды, в которой он живёт, становится понятным, почему в каждой стране и даже в каждой местности песни соловья имеют свои особенности. Ильичёв рассказывает об уникальном соловье, усвоившем все мелодии оркестра городского парка и точно воспроизводившем их.
Существуют даже соловьиные и канареечные консерватории. Особой известностью до недавнего времени пользовалась канареечная школа-пансион в югославском городе Призрен. Любители пения птиц со всего мира присылали туда своих пернатых любимцев. В школе было шесть курсов по тридцать «студентов» в каждом. Обучение заключалось в том, что канарейки слушали магнитофонные записи знаменитых пернатых мастеров и виртуозов, старательно запоминали и повторяли услышанные мелодии.


Для того, что бы добавить комментарий, Вам нужно зарегистрироваться или зайти под своим именем