#
Мураками поразил "Хрониками заводной птицы"
В моих глазах из просто автора, из мастера бытовухи и обывательщины, он превратился в толкового рассказчика, способного удивить читателя необычным поворотом событий. Книга еще не прочитана до конца, но уже понятно, что простого финала ждать не приходится. Из всего наворота событий, героев, полунамеков и экскурсов за пределы человеческого сознания, Мураками придется потихоньку выбираться самому и выводить за собой читателя. Не думаю, что автор пойдет по пути наименьшего сопротивления, когда все чудесным образом разрешится само по себе в один день, как в очередном "запутанном" телесериале, если Мураками, конечно же, не собирается удивить читателя очередным доказательством простоты, казалось бы, сложного мира.
В "Хрониках" Мураками часто использует прием "напряженного ожидания" или "наращивания напряжения". Я должен сразу сказать, что понятия не имею, как называется этот прием в кругах, занимающихся анализом литературных произведений, но готов объяснить, что в моем понимании означает "наращивание напряжения". По ходу повествования автор забрасывает фразу, вызывающую абсолютно предсказуемую реакцию читателя. Например, всем известно, как на нас действуют такие вещи, как черная кошка, перебежавшая дорогу, разбитое зеркало или прочие плохие приметы. Хотим мы в них верить или нет, действуют они на наши внутренние настроения тем не менее безотказно. Объяснить это категориями здравого смысла невозможно, как и невозможно противостоять внутреннему напряжению, возникающему на основе очевидного противоречия - одни говорят, что кошка - это к несчастью, другие говорят, что все это полная ерунда. А как будет на это раз? В этой ситуации автор выигрывает в любом случае - подведи он героя под эшафот или под венец, подтверди он или развей сомнения, результат будет достигнут в любом случае - читатель сопереживал герою. Получается, что фраза вызывает в нас определенные эмоции и мы ждем, что что-то вот вот должно произойти. И чем дольше, это что-то не происходит, тем выше эмоциональное напряжение. Профессиональный автор распределяет по тексту как правило несколько фраз-ситуаций, усиливающих в общей сложности реакцию и обостряюших ситуацию, доводя читателя до пика напряжения. Задача автора в конце повествования пройти путь обратно, вернув читающего в исходное "расслабленое" состояние, объяснив ему, чем обернулись для героев необъяснимые ситуации.
Категории:
Личное
Это сообщение написано также в:
Бортовой журнал (2 комментариев)
|
из Мураками читала "Охота на овец" и "Дэнс, дэнс, дэнс" :) понравилось,но Охоту начинаешь понимать, только после Дэнса
может следующуюю почитать "Хроники заводной птицы"? или "Мой любимый спутник" ?
что посоветуете?