Авторизация
Меню

Календарь
 Май 
Пн
Вт
Ср
Чт
Пт
Сб
Вс
 
 
 
 
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
31

Полезные ссылки


S.P.K. - 1 альбом mp3
metabender | 2007-07-27 12:39:39
Сообщение прочтено 473 раз

Музыка, которую я сегодня выложил, как и вся серьезная индустриальщина, не терпит поверхностного к себе отношения. Конечно же, можно ее прослушать просто так, можно даже прослушать внимательно, но...не зная броду не лезь в воду. Т.е. лезь, конечно, но ведь можно и в тихий омут попасть. Это я к тому, что существует целый пласт субкультур, в чем-то маргинальных, в чем-то нарочито эпатажных, жестоких,глупых...не важно. Важно, что эти объединения нестандартных людей изначально имели ИДЕЮ. Во многих случаях ознакомление с идеей обязательно. Для полного погружения и адекватного восприятиях Лично я стараюсь не включаться в это и рассматриваю все подобные явления с культурологической точки зрения. Именно поэтому статью, которую вы можете прочитать ниже, писал не я. Не дано и не стремлюсь. Но раз на музыкальной сцене появились такие люди, то стоит хотя-бы раз задуматься.
Или прослушать.
P.S. Если вам все-таки лень читать серьезный обзор, то могу вам в духе желтой прессы разрекламировать данный релиз.
1. Дуэт психбольного и его надзирателя!
2. Родоначальник стиля Dark Ambient (в который с переменным успехом ударялись Pazuzu, Burzum, Darkthrone)!
3. Ваще отпад, это группа-легенда и ее записи надо иметь всем!







SPK

Прелюдия


Идея написать о SPK пришла ко мне спонтанно. Общаясь, я заметил, что подавляющее большинство молодых поклонников экспериментальной музыки совершенно не знакомы с творчеством этой группы. Более того, \"старая гвардия\", да и люди, именующие себя музыкантами, порой даже не догадываются о существовании этой без преувеличения знаковой команды. Я бы даже сказал не команды, а явления, которое породило и сформировало то, что мы сегодня называем постиндустриальной музыкой. Существование SPK дало толчок к образованию целого пласта экспериментальной субкультуры, которая во многом переняла у предтечи не только содержание (читай: «музыкальные идеи»), но и форму - упаковку, концепцию подачи этих самых музыкальных идей конечному потребителю. Более того, зачастую последователи и клонировщики даже сегодня, двадцать лет после выхода первых работ коллектива, не могут приблизиться к первопроходцам глубиной интеллектуального наполнения музыки и оригинальностью представления материала. Если отбросить высокие слова и постараться объяснить на пальцах влияние SPK на всю сегодняшнюю постиндустриальную субкультуру, то достаточно будет сказать, что отдельные песни команды стали толчком к появлению целых СТИЛЕЙ экспериментальной музыки. Это даже не мое мнение, это мнение самих музыкантов, стоявших у истоков power electronics, death industrial, military pop, dark ambient - список можно продолжать и продолжать. Просто найдите любой альбом SPK и послушайте - вы сразу все поймете.

Вы слышите песню Slogun, и на ум приходит power electronics. Может, это ошибка? Песня-то 79 года! Да нет, один из известных беспредельщиков стиля power electronics дядька Балистрери, стоящий за проектом - угадайте! - SLOGUN, признает, что подвигла его на музыкотворчество именно эта самая песня SPK. Песня, почтение которой он и поспешил засвидетельствовать в имени своего музыкального детища.

А вот давайте послушаем трек Germanik. Он вам ничего не напоминает? WappenBund? Ну-ну… Да и вообще, все эти пафосные группы в униформе, орущие на немецком языке, вдруг начинают казаться смешными, когда узнаешь, что и Germanik впервые оказался на виниле во все том же далеком 79 году. Может, мы ошиблись? Вот хорошая песня Walking on Dead Steps. Вышла она, если мне не изменяет память, чуть позже - в 82 году. И что же на ней? Сэмплы с выступлением любимого всеми дерблутхаршами и тороидами Гитлера. Для 82 года это было оригинально, чего не скажешь о том, что нам пытаются скормить новомодные кумиры сегодня. Оригинальность, правда, понятие субъективное, абы людям нравилось.

Если внимательно послушать Walking on Dead Steps и тот же Germanik, то сразу поймешь, откуда пошёл популярный сейчас military pop. Но двинемся дальше.

Особо впечатлительным натурам я бы посоветовал не слушать альбом SPK Zamia Lehmanni - Songs of Byzantine Flowers. C него, родимого, и пошел стиль dark ambient, клонируемый последние десять лет лейблами Cold Meat Industry, TESCO, Old Europa Cafe, Loki Foundation и тьмой тьмущей групп и проектов. Если треки вроде Slogun или Germanik выдает их архаичное звучание прошлого века, которое может не понравиться современной молодежи, избалованной компьютерами, то с Zamia Lehmanni этот номер не проходит - альбом 86 года звучит так, словно он был записан только вчера. Слушаешь его, и больше уже как-то не хочется ни RAISON D\'ETRE, ни командочек поменьше и побездарнее с их обязательными монашескими хорами и буддистскими завываниями. Все это уже было. Давно. Лучше.

Но даже если отбросить в сторону и забыть факт влияния SPK на современную музыку, история группы все равно поучительна. Это - сказка о Золушке, воплощенная в жизнь американская мечта. Рожденный в Новой Зеландии человек становится музыкантом в Австралии. Своим талантом и трудом он добивается миллионного контракта в Англии, превращается в преуспевающего композитора в Голливуде. Человек, живший в сквоте впроголодь, своей целеустремленностью достигает всего, о чем он мог только мечтать. Ну, чем не образец для подражания, а, мальчики и девочки? Анализируешь опыт SPK, и начинают казаться несерьезными скуления маменькиных и папенькиных сынков о дороговизне музыкального оборудования, забитости Беларуси али там России, гонениях и притеснениях... Вот именно тот случай, когда талант не пропьёшь!

Зачем и почему

Писать о SPK можно (и, бесспорно, нужно) много - целую книгу. Ведь группа создавала не просто музыку - каждая песня, каждый альбом сопровождались идеологическим и философским довеском, занимавшим порой многие страницы. Но кроме интеллектуальной начинки, не утратившей своей актуальности и в наши дни, в пока еще не написанной книге будет немало вполне реальных, отвлеченных от философии и политики, событий, которых вполне хватит на отдельный том. Ведь неординарная группа состояла из неординарных людей, которые просто по определению не могли жить ординарной жизнью. Пусть эту книгу пишет тот, у кого таланта поболе моего. Я не ставлю своей целью нарисовать полную картину жизни и творчества SPK. Признаюсь, я и сам не так уж много знаю о команде. Просто я хочу, чтобы читатели моего журнала после прочтения этой занимательной (я уверен!) статьи пошли и разыскали музыку SPK. Нужно знать корни, нужно воспитывать свой вкус. А слушать industrial, не зная SPK, глупо и вредно.

Я постарался выбрать для заметки самые интересные и важные факты из жизни группы. Получилось это у меня или нет - решайте сами. Кому не нравится – сделайте лучше.

Наше дело - правое

Рассказ о музыкальной группе SPK был бы не полным, если бы мы не вспомнили о группе SPK террористической. Ведь, как ни крути, именно террористы оказали влияние и дали толчок всему тому, что зародилось в Австралии в 1978 году. Ну, а сегодня, когда весь мир просто озабочен Аль-Каидой, это необходимость, куда же нам без террористов. Разве нет?

Итак, SPK террористическая. Sozialistisches Patienten Kollectiv (Коллектив пациентов-социалистов) образовался в Германии в 1969 году. Время тогда было не самое простое. Период с конца 60-х и до середины 70-х сопровождался серьезными потрясениями для всей Европы. Вспомните хотя бы беспорядки в Париже в мае 68-го. Поэтому появление еще одной необычной организации вряд ли можно считать случайным.

Основателем SPK был доктор Губер (Wolgan Huber). Он и его пациенты, проходившие лечение в психиатрической клинике города Гейдельберга, объединились для того, чтобы бороться с руководством университета, к которому, собственно, и относилась клиника. Недовольство руководства, пытавшегося прикрыть клинику, в принципе, можно понять, - доктор лечил своих пациентов довольно нетрадиционно. Он считал, например, что \"капиталистическая сущность государства сама по себе является болезнью, поэтому она порождает психически больных людей; данная ситуация может быть исправлена лишь путем насильственной революции\". Короче, сделаем революцию - и психов не будет по определению. Как вам такая трактовка марксизма?

SPK не были тупыми боевиками, охочими до чужой крови. Нет. Террористическая группа SPK состояла из так называемых рабочих кружков, среди которых были кружки по диалектике, образованию, взрывчатым веществам, дзюдо и карате, марксизму, фотографии, радиопередаче, религии и сексуальности. В общем, люди учились. Девизы у SPK были просто замечательные. Я думаю, они не утратили своей актуальности и в наши дни: \"Therapy Through Violence\", \"Bomb For Mental Health\", \"Kill For Inner Peace\". На русский язык их можно перевести примерно так: \"Терапия через насилие\", \"Бомби ради душевного здоровья\", \"Убивай ради внутреннего спокойствия\".

С декабря 1969 года по июнь 1971 группа провела целый ряд террористических операций, закончившихся арестом Губера. Но и после ареста лидера члены SPK продолжали бороться еще несколько лет. Собственно, повторюсь, время тогда было тяжелое, и кроме SPK в Германии действовал целый ряд террористических организаций - Red Army Faction (RAF) - она же группа Баадера-Мейнхоффа (Baader-Meinhoff), анархистское \"Движение 2 июня\" и т.д. Идеи и средства достижения поставленных целей у всех революционеров были примерно одинаковые. Так, RAF утверждали, что \"общество больно; оно должно быть уничтожено; все, что придет на смену будет лучше\". Вам не кажется, что подобные заявления очень даже актуальны и в наши дни? По крайней мере, для стран бывшего СССР. Но я отвлекся, вернемся к SPK. Доктор Губер лечил своих пациентов так, как умел. Случалось, например, процесс терапии представлял собой сборку взрывных устройств. Неплохо для дурдома. Собранные бомбы, очевидно, использовались по прямому назначению. А у нас в психушках от армии косят. Нетрадиционная медицина привела к тому, что в 1970 году доктора выперли из университета, но не надолго. Пациенты под его руководством захватили офисы администрации, которой пришлось пойти на уступки и восстановить Губера в должности. Но самое интересное только начиналось. Я приведу лишь несколько примеров террористических актов, произошедших по милости SPK. Итак, был осуществлен поджог Государственной психиатрической клиники. Чуть позже бойцы SPK попытались взорвать поезд с президентом, но взрывник с бомбой – увы! – опоздал. Покушение, тем не менее, закончилось перестрелкой с полицией, и один полицейский погиб. Было в истории лихих пациентов и ограбление банка, во время которого застрелили троих полицейских.

В октябре 1971 года были задержаны полицией женщина из SPK и боец RAF, в процессе задержания погиб еще один полицейский. Неплохо для умалишенных, правда? Это вам не «Полет над гнездом кукушки» с его тупой еблей и пьянством. Это Революция! Но самое известное из всего, что натворили пациенты SPK, произошло в 1975 году. Доктор Губер, основатель SPK, к тому времени уже ухитрился отсидеть в тюрьме, освободился и ушел в подполье. Следы его теряются. Итак, 27 апреля 1975 года шестеро бойцов, назвавшихся \"Holger Meins Commando\", захватили посольство ФРГ в Стокгольме. Четверо из шести террористов в прошлом были пациентами SPK. Но на тот момент они уже являлись бойцами RAF. Собственно, вся слава от захвата посольства досталась RAF, но не учитывать заслуги SPK не стоит. Захватив здание посольства, революционеры взяли в заложники посла, нескольких дипломатов (включая военного атташе), кучу людишек попроще. \"Holger Mains Commando\" потребовали от правительства ФРГ в течение 6 часов освободить 26 заключенных, среди которых были Баадер и Мейнхофф. Кроме того, террористы хотели денег и самолет. Конечно, ничего им не дали, поэтому революционеры перешли от слов к делу: сначала был убит военный атташе, затем планировали расстрелять и атташе по экономике, который, впрочем, все равно погиб. К счастью или на беду, но у террористов по неосторожности взорвалась взрывчатка. Верхний этаж посольства взлетел на воздух. Четверо бойцов попали в руки властей. Операция закончилась фиаско. Добавлю только, что именно тогда в психологии появилось понятие \"стокгольмский синдром\". Ну, это когда у заложников вдруг появляются симпатии к захватившим их преступникам. Стокгольмская боевая операция RAF ни к чему не привела, Баадер и Мейнхофф были признаны виновными, осуждены и покончили жизнь самоубийством. Впрочем, все мы знаем, как в тюрьмах кончают жизнь самоубийством враги любого государства. Но борьба не прекращалась. И в ней все еще можно было обнаружить следы SPK. Так, в 1977 году бойцы RAF захватили видного \"олигарха\" по имени Hans-Martin Schleyer, среди захватчиков был и бывший \"пациент\" Fred Krobbe. О захвате немало писали, возможно, вы слышали: пятеро бойцов расстреляли охрану и шофера, выкрали известного финансиста. Революционеры потребовали освобождения 11 заключенных, наличные и выезд в страну по желанию. Промышленника долго и обстоятельно искали силами всей полиции, но безрезультатно. Прошло пять недель, в прессе появились фотографии заложника, державшего надписи \"Commando Siegfried Hausner\" и \"Martyr Halimeh\", что в переводе на русский означает “Коммандос Зигфрид Хауснер” и “Мученица Халиме”. Зигфрид Хауснер был членом SPK, умершим в госпитале от ран после осады посольства в Стокгольме, а Халиме - это арабское имя неизвестной немецкой женщины, убитой израильскими военными при попытке захвата самолета. Буржуя никто не пожалел, требований, конечно, не выполнили, поэтому заложника просто убили. В газеты было разослано заявление захватчиков: \"После 43 дней ожидания мы прекращаем глупое и вредное существование Ганса-Мартина Шлеера на этой земле... Его смерть бесполезна для нашей боли и нашего гнева... Борьба только начинается. Свобода придет с вооруженной антиимпериалистической борьбой\". Вот такие были люди в Европе 70-х. Как насчет того, чтобы уменьшить список самых богатых людей мира за счет некоторых одиозных российских олигархов?

Вернемся к SPK. После захвата Шлеера психи-террористы больше себя не проявляли, поэтому сим я и закончу свой рассказ о террористической группе SPK. Хотя, если вы хорошенько постараетесь, то найдете последователей идей доктора Губера и в наши дни. Правда, бомб они не делают и вообще отвергают вооруженную борьбу. По причине пацифизма мне, надеюсь и вам, они не интересны. Кухонных революционеров хватает и без них, и я считаю, что один удачный теракт принесет больше пользы для Дела, чем тысячи тупорылых умников.

Вот и встретились два одиночества

История музыкальной группы SPK началась в 1978 году в психиатрической лечебнице Callin Park в Сиднее. Там встретились двое - один присматривал за пациентами, другой же относился к тем, за кем присматривали.

Санитар родился в стране хоббитов и коров - Новой Зеландии. Он получил экономическое образование и отправился работать мелким клерком в австралийскую контору, имевшую отношение к экологии. Борьба за природу шла вяло: крупные корпорации, больше всего и загрязнявшие эту самую природу, имели достаточно власти и денег, чтобы не обращать внимания на всяких борцов от экологии. В общем, очень быстро наш романтик понял, что ничего серьезного на поприще охраны природы он не добьется, да и сама работа была ему не по душе... Вот эколог и решил сменить офис на... дурдом. Звали оригинала Graeme Revell. В психушке Ревелл отвечал за раздачу лекарств, проводил электрошок и занимался другими не менее замечательными процедурами. Довольно быстро он понял, что \"нормальное\" состояние, к которому пытались вернуть пациентов, по большей части и было причиной их безумия. В сложившейся ситуации ничего сделать было нельзя, и Ревелл осознал, что все его попытки помочь пациентам не имеют особого смысла.

Интересующий нас пациент был родом из Сиднея. Он увлекался современной музыкой, модой, кино и популярными в то время течениями - ситуационизмом, анархизмом, панком. Ему нравился Юкио Мисима и европейские террористические группы вроде Красных Бригад и RAF. Имея диагноз «шизофрения» он был частым гостем в лечебнице. Да, совсем забыл, звали ненормального Neil Hill.

Так уж получилось, что пациент и санитар сдружились и вскоре стали вместе снимать квартиру. Общие интересы и увлечение музыкой Kraftwerk, Can, Neu!, Faust стали толчком к тому, что друзья попробовали играть собственную музыку. История \"настоящей\" SPK показалась обоим австралийцам символичной, и они решили назвать свою группу SPK. Знакомство в психушке, увлечение террористами-психами - не удивительно, что и основным мотивом творчества группа решила избрала безумие. Вернее, ими двигало желание показать всю призрачность социальных клише - безумия и разума, красоты и уродства, прогресса и отсталости. С самого начала, не желая быть похожими на \"нормальные\" группы, музыканты решили скрыть свои имена за псевдонимами. Ревелл стал EMS/AKS (в честь своего синтезатора), а Хилл превратился в Ne/H/Il (сокращенный вариант имени и фамилии, записанный в виде химической формулы). С этого момента они старались не раскрывать свои истинные имена.

Мы наш, мы новый…

Несмотря на то, что основным мотивом творчества группы стало безумие, SPK не собирались быть как все. Они не хотели делать то же, что делали до них, и чем занимались все кому не лень, включая масс-медия, - прославлением психопатов серийных убийц и рассказыванием баек из жизни бесноватых тиранов. SPK хотели рассказать об основной массе ненормальных - пациентах лечебниц, живших и бесславно умиравших в стенах палат. Показывая бедолаг и игнорируя психов-звезд вроде Чарли Мэнсона, SPK пытались обнажить лживую дихотомию между нормальным и ненормальным.

Несмотря на то, что в музыке команды идеология всегда играла очень важную роль, SPK не собирались использовать группу в качестве орудия пропаганды. Их целью было, скорее, уничтожение старых взглядов аудитории, без навязывания ей новых. Тексты песен, как правило, не публиковались, а если и попадали на пластинки, то читать их было бессмысленно.

Отличительной чертой коллектива было и то, что музыканты намеренно искажали любую информацию о себе, что приводило к множеству слухов. SPK существовали вне музыкальной индустрии, они издавали, записывали и распространяли свои альбомы самостоятельно. В 70-е годы подобная практика была редкостью, особенно в Австралии. SPK не рекламировали свои пластинки, не участвовали в сборниках и не давали интервью.

Первое выступление команды произошло в июне 1979. Поначалу аудитория не принимала такого рода музыку, поэтому приходилось терпеть летевшие на сцену бутылки и банки. Но со временем SPK получили признание. В то время коллектив выступал в составе EMS/AKS и Ne/H/II (синтезаторы), Danny Rumor (гитара) и David Virgin (бас). Последние двое вскоре ушли из группы. Тогда звучание SPK было очень близким к панку, что можно проследить на первых семидюймовках. Без всякой рекламы группа смогла продать по тысяче пластинок, причем даже рецензии в этот период существования группы были редкостью (один из журналистов, например, умудрился отрецензировать пластинку, послушав ее на 45 оборотах вместо положенных 33-х).

Переезд в Европу и Industrial Records

Увлечение EMS/AKS Бодрийяром, Фуко, ситуационистами и другими модными философиями привело к тому, что он переехал жить в Париж, где изучал французский, читая, бывало, по 14 часов в день. Там же он познакомился с еще одним австралийцем по имени Dominik Guerin, который вскоре стал членом SPK, выбрав для себя псевдоним Tone Generator.

Однажды ди-джей, бравший интервью у Throbbing Gristle, подарил Дженезису Пи Орриджу семидюймовку SPK. Впечатленный Орридж связался с EMS/AKS и предложил издать сингл на своем лейбле Industrial Records. Денег у группы не было, поэтому они согласились, и в 1981 IR издает альбом Meat Processing Section группы Surgical Penis Klinik. В пресс-релизе к семидюймовке говорилось, что Ne/H/II покинул группу: он не поехал в Англию, хотя и продолжал выступать в Австралии.

В июне 1980 года EMS/AKS изменил свое имя на Operator. Он обосновывается в Англии и проводит время с Throbbing Gristle и Cabaret Voltaire. В декабре 1980 SPK принимают участие в Psychic Youth Rally вместе с Throbbing Gristle. Мероприятие проходило в клубе для \"голубых\" Heaven.

Примерно в то же время с группой связывается Брайан (Lustmord), живший в Уэльсе. Ему в руки попала семидюймова SPK, что и послужило толчком для решения связаться с музыкантами.

В апреле 1981 года в клубе Crypt проходит концерт, на котором также присутствовали Stephen Stapelton из Nurse with Wound, John Balance из Coil, Nigel Aire из Noctumal Emissions. Там же оказывается и Брайан. Позже Sterile Records, лейбл Noctumal Emissions издаст первый винил Lustmord. Так на музыкальной сцене засияла новая звезда.

Operator полгода работает в гостинице для того, чтобы заработать денег на издание своего первого полноформатного винила. Information Overload Unit был записан за два месяца в сквоте - с одной стороны здания проходила железнодорожная ветка, с другой стояло здание, предназначенное для сноса. Звуки окружающего мира, бесспорно, не могли не оказаться и на альбоме. Экзотическое место для записи было выбрано не случайно – просто Ревелл в то время жил в том самом сквоте. Вот вам настоящий industrial! К пластинке прилагался \"довесок\" - желатиновые капсулы со спермой, а также ряд памфлетов и статей, вошедших в историю под названием \"Документ 1\". Собственно, наличие манифестов и различных идеологических материалов стало обычным для пластинок SPK. “Документ 1”, например, включал в себя небольшое разъяснение о том, как нужно слушать пластинку, список участников группы и несколько статей о психических болезнях и различных методах психологических пыток. Все это было густо сдобрено порнографией и фотографиями уродств и мучений. Название группы трансформировалось в System Planning Korporation. Вот выдержка из “Документа 1”: “Данный проект идеален для выражения проявлений различных психопатологических состояний, особенно шизофрении, маниакально-депрессивных психозов, психической заторможенности и паранойи. Information Overload заменяет нормальные, рациональные структуры мышления, направляя их в менее ограниченные ментальные процедуры так называемых “психических болезней”. SPK пытается быть голосом индивидуумов, обреченных медленно гнить в психических больницах и подвергаемых химической, электрической- и хирургической терапии. При этом мы не имеем намерения фетишизировать их в банальный продукт индустрии развлечений. SONIC FOR MANICS (музыка для маньяков) направлена на то, чтобы быть средством обмена ментального опыта через звук\". Пластинка неплохо расходилась, хотя, как и прежде, не было ни рекламы, ни лейбла.

Появление Синан

Перенесем свой взгляд назад в Австралию. Одно из самых известных выступлений SPK произошло именно там - на заброшенном кирпичном заводе в Сиднее. Помещение, наполненное гигантскими печами, проржавевшими автомобилями и металлоломом, стало сценой, на которой группа создала неповторимую атмосферу. Подготовка к выступлению шла 3 месяца. На самом выступлении присутствовало человек 350. SPK безумствовали во время шоу в масках с топорами, синтезаторами, железными прутами и гитарами. Вокальная часть сопровождалась безумными воплями и записанными на пленку григорианскими хоралами. Выступление было записано на видео.

Тогда же Operator решил создать попгруппу под названием The Crash. Этим сайд-проектом он хотел зарабатывать деньги для SPK. Было объявлено прослушивание претенденток на роль вокалистки… и тут на сцене появляется новое лицо в SPK.

Рожденная в Китае в 1957 году, Sinan трехлетней девочкой эмигрировала в Австралию. В 70-е она изучала искусство, актерское мастерство, фотографию и психологию. Синан провела несколько выставок в Сиднее, выступала на телевидении и в театре.

Планы по созданию попгруппы так и остались планами, а Синан присоединилась к SPK.

Крики трупа

Под именем Systems Planning Korporation SPK издает альбом Leichenschrei (Крики трупа). Концепция альбома была следующей - труп индустрии развлечений, Западной цивилизации в 20 веке бесконечно выкрикивает одни и те же мертвые лозунги. Leichenschrei был записан в Сиднее. На нем отсутствовал вокал как таковой, вместо него использовались голоса пациентов психбольниц, сэмплы из военных и промышленных обучающих фильмов, отрывки телепередач и русские православные песнопения. В качестве инструментов использовали звуки, издаваемые немузыкальными инструментами: нагретые до красна ножи бросали в воду, железными прутьями били по покрышкам, жужжали дрелями и грохотали отбойными молотками. Часто в дело пускались устаревшие ритм-машинки, игравшие несколько примитивных мелодий настолько быстро, насколько это было возможно.

Любишь кататься…

Доказав себе и другим, что можно самостоятельно издавать пластики и проводить концерты, SPK решили организовать своё первое международное турне. Поначалу они планировали выступать лишь в психбольницах и бомбоубежищах, но обширные знакомства в США позволили группе появиться на сценах клубов и даже в музеях. Рекламы, как обычно, практически не было, и зрители приходили на концерт, узнав о нём от знакомых. SPK тогда состоял из Ревелла, Синан и Тон Генератора. За время турне они проехали Америку, Австралию, Англию и Европу. Особых денег SPK не заработали, но на ноль вышли.

Во время турне группа использовала фильмы и слайды, которые стали практической реализацией работы J.G. Ballard «The Atrocity Exhibition». Публику шокировали картинами эпилептических припадков, съемками умственно отсталых, вскрытиями, хроникой военных лет, жестким порно, кадрами из медицинских фильмов о венерических болезнях и препаратах для психических больных, фотографиями расчаленных трупов и т.д. Некоторые из использовавшихся фильмов были украдены из библиотек, другие были сделаны самой группой в моргах и медицинских музеях. Цель видеоряда была двойной. Во-первых, через сопоставление связанных экстрем (включая живые и мёртвые тела в сексуальных актах, научное и ритуальное расчленение трупов) SPK размывали грань между категориями приемлемого и неприемлемого, выставляя их лишь социальными условностями, а не абсолютной данностью. Во-вторых, показывая картины настоящего насилия и его последствий, SPK обнажали истинное лицо рафинированного голливудского насилия, вполне приемлемого обществом.

Какой концерт без огнемёта?

Турне по Америке продолжалось. Впервые SPK подожгли посетителя концерта 17 апреля 1982 года при помощи ручного огнемета. “Жертва” была одета в плотное пальто, поэтому на этот раз обошлось без жертв – пламя затушили, и концерт продолжился. Огнемёт во время выступлений SPK появлялся еще не раз. Впрочем, выступления группы практически никогда не проходили без скандалов. Самым шокирующим за время турне группы стало выступление в центре Walker Arts в Миннеанаполисе. Посетителей предупреждали на входе, но, как ни странно, публика восприняла кровавое месиво вполне позитивно, а группа получила приглашение повторить свое выступление в другом клубе. Во второй раз шоу сопровождалось появлением местных моделей, покрытых кровищей, мозгами и кусками мяса. И даже если во время Европейского турне SPK предпочли не показывать свои шокирующие фильмы, за ними все равно прочно закрепилась скандальная слава,

Tone Generator покидает SPK в 1983 году для того, чтобы основать независимую видеокомпанию Twin Vision. Первым релизом TV стало видео SPK Despair – музыкальный фильм, состоявший из фрагментов выступлений группы, их незабываемого шоу на кирпичном заводе в Сиднее и видеонарезок из шокирующих медицинских фильмов. Кроме SPK TV, ставшая одной из первых независимых видеокомпаний, издала фильмы с Chris and Cosey, Die Todliche Doris, La Loora, Nocturnal Emissions, Portion Control и др.

Новый период в жизни SPK ознаменовался увлечением Ревелла металлической перкуссией. В то время это было модным, а Einsturzende Neubauten и Test Department даже заработали себе на этом поприще какую-никакую славу. Для SPK же все было лишь одним из многих экспериментов. Ревелл тогда сменил имя с Oblivion на Krystal, а кроме него в группе принимали участие Синан, Derek Thompson и (временами) Lustmord. SPK того периода много выступает и мало издается.

Пока смерть не разлучит нас…

Ne/H/II никогда не выезжал за пределы Австралии. Когда его бывший сосед по комнате появлялся в Сиднее, они работали вместе, когда тот отсутствовал - Нейл записывал музыку самостоятельно. В этом ему помогала его подруга. Но издавали они свои работы все под той же вывеской SPK. Однажды произошло непредвиденное - Margaret Hill, пассия Нейла, умерла от пищевого отравления. Буквально сразу после ее смерти Ne/H/II покончил с собой. Все их совместные записи пропали или были уничтожены.

Когда мы будем делить наши деньги?

Синан и Ревелл по-прежнему жили в сквоте, не имея никаких реальных доходов, но с рождением первого сына им в своей жизни пришлось что-то менять. Ревелл решил начать зарабатывать деньги. Свой псевдоним Operator он оставил для андеграунда, а под собственным именем Ревелл попытался выйти на рынок коммерческой музыки. Тогда же он впервые задумался о написании музыки к фильмам. Именно в этот период появляется на свет семидюймовка Metal Dance. На ней была простая электронная танцевальная музыка, которая получила неплохой прием – всего было продано 30 000 копий сингла. С ее помощью Ревелл рассчитывал привлечь к своей музыке внимание серьезных лейблов.

Несмотря на изменение звучания в сторону поп-музыки, живые выступления команды по-прежнему были далеки от нормы. Количество посетителей концертов росло в геометрической прогрессии за счет неофитов, открывших для себя SPK с выходом Metal Dance. На сцене музыканты гремели бочками из-под бензина и листовым железом, звенели цепями, скрежетали дрелями и фрезами, молотили по газовым баллонам и т.д. SPK давали не просто концерты, они создавали особую атмосферу. Бывало, Ревелл начинал мотать металлической цепью над головами публики. Не всегда это заканчивалось хорошо, иногда музыканты получали травмы. В Австралии провокации группы привели к настоящей свалке – публика рванула на сцену, с которой не успели вовремя убежать Синан и Ревелл, покинутые более шустрыми сотоварищами. Ревеллу намяли бока и даже слегка порезали разбившимся стеклом.

Постоянные скандалы, беспредел и насилие во время концертов привели к тому, что группу в одной из газет обозвали “фашистами”, но Ревелл обратился в суд и выиграл дело.

Скандалов хватало. В Октябре 1984 лондонский Институт современного искусства предоставил свое помещение для групп, специально отобранных ди-джеем BBC Джоном Пилом (John Peel). Мероприятие носило название Putting the Fun Back into Being Pretentious. SPK планировали, что Брайян Ластморд появится на сцене с факелами, причем эти факелы будут не “музыкальными инструментами”, как случалось прежде, а просто факелами – частью визуального ряда. SPK предупредили, что подобный финт ушами нежелателен, так как он нарушает пожарную безопасность (а вы говорите, что пожарники только у нас лютуют!). SPK вышли на сцену, сыграли две песни и просто ушли. Мол, протестуем против цензуры – хотим факелы и все тут! В течение нескольких минут аудитория стояла парализованной то ли наглостью музыкантов, то ли своей детской наивностью и верой в чудеса. Но, как известно, чудес не бывает, никто на сцену больше не вышел, поэтому пришло время бить лица. Разбушевавшуюся толпу кое-как успокоили не без привлечения полиции, но деньги пришлось вернуть. А вот гонорар у SPK отобрать организаторы так и не сумели. Но не всегда все было так плохо – иногда пожарники разрешали молодым людям пошалить, и SPK проводили “полноценные” концерты.

В 1984 группа устраивает свое новое турне. Тогда вместе с ними выступала и группа Republica, первая польская команда прорвавшаяся на Запад. Во время турне с SPK сыграли и Nurse With WouNd. Однажды на одном из концертов Ревелл отлучился в бар в тот момент, когда зрители забрались на сцену и принялись молотить во все металлические штуки, попадавшиеся им под руку.

Прорвавшаяся на сцену толпа – дело довольно обычное для выступлений SPK. Многие особо буйные фанаты даже специально колесили вместе с группой от концерта к концерту. Хотя, колесить приходилось немало: за турне 1984 года SPK проехала полмира, добравшись даже до родины Ревелла – Новой Зеландии. Во время этого турне рядом с Ревеллом появляется Джон Мерфи, тот дядька, который барабанил на питерском выступлении DEATH IN JUNE, и который стоит за Operative Records. В том же 84 году SPK выступили и с набиравшей обороты Depeche Mode.

Дай миллион…

Успех Metal Dance привел к тому, что Elektra/Warner Brothers предложили Ревеллу миллион долларов за контракт на семь альбомов. Первым (и последним) альбомом на Warner стал Machine Age Voodoo. Продавался он неплохо, но старые поклонники команды оказались разочарованы. В общем, SPK обвинили во всех смертных грехах и продажности. Но, согласитесь, детишек кормить-то надо! Несмотря на то, что группу “купили”, что делать с ней в головном офисе звукозаписывающей компании не очень то и представляли. Их считали металлической командой и относились соответственно. Например, предложили поехать в турне с Metalica. Ревелл отказался, но лейбл так и не понял, в чем разница между их металлической музыкой и чужой. В конце концов контракт был разорван, но группе оставили аванс. Будучи дядькой умным, Ревелл денежки не пропил, а инвестировал в самую навороченную суперпрофессиональную студию, в которой он собирался писать музыку для фильмов. Получил новое рождение и его лейбл Side Effects. Ревелл не забывает о старых друзьях – он издает на своем Side Effects Hunting Lodge, Hula, Laibach, Gerechtigkeits Liga, Lustmord и т.д. Счастливым образом освободившись от обязанности писать поп-музыку, Ревелл решил не возвращаться в андеграунд, а двинулся в новую для себя область – начал писать более \"классически\" звучащую музыку.

Песни византийских цветов

Zahmia Lehmanni: Songs of Byzantine Flowers вернул группе славу экспериментаторов. Это была не коммерческая музыка типа Metal Dance, но и экстремальной ее назвать было уже нельзя. ZL стал новым горизонтом как для Ревела так и для dark ambient-жанра вообще. Все эти райзон дэтры с малохольной музыкой и скулением монахов берут свое начало именно на ZL. Обязательно послушайте этот альбом – может, как и я, вы больше не захотите никакого новомодного dark ambient. ZL был посвящен, как видно из названия, культуре Византии. Ревеллу в записи помогал преданный оруженосец Браян Ластморд. Синан пела. Кроме нее на альбоме использовались голоса и других исполнителей со всего мира, включая даже русских монахов. Вышел альбом в 86 году.

Прослушивание ZL ОБЯЗАТЕЛЬНО!!!

Песни жуков и сумасшедших

Другим важным событием 1986 года стало основание Ревеллом нового лейбла Musique Brut. На нем Ревелл собирался издавать музыку не связанную с SPK, я бы даже взял на себя смелость сказать, музыку не связанную с музыкой. К сожалению, на лейбле вышло только два альбома: Necropolis, Amphibians and Reptiles и The Insect Musicians.

Necropolis, Amphibians And Reptiles был посвящен Адольфу Волфли(1864-1930), жившему в Швейцарии. Адольф провел 35 лет в клинике для душевнобольных в Валдау. За время своего заключения он создал обширную автобиографию своих путешествий вокруг мира и сквозь космос, множество стихов и сотни картин. Он также писал и музыку, которую записывал при помощи особых символов и знаков, значение которых так и не было разгадано, но которые, бесспорно, имели важное значение для самого композитора. Не имея по понятным причинам доступа к музыкальным инструментам и, конечно, оркестру, Вольфли исполнял свою музыку, дуя в бумажные трубочки и напевая голосом.

Собственно, альбом был продуктом сотрудничества нескольких музыкантов и записывался на основе работ Адольфа Вольфли. SPK попытались интерпретировать творения Вольфли настолько близко к оригиналу, насколько это возможно, в то время как Nurse with Wound и Deficit Des Annees Anterieurs использовали работы Вольфли более абстрактно.

Теперь о втором альбоме лейбла Musique Brut. Как-то Ревелл получил в подарок от Monte Cazazza книгу о насекомых, которая послужила толчком к тому, что он заинтересовался этой темой. После некоторого периода кропотливой работы на свет появился альбом The Insect Musicians. Он состоял из звуков насекомых, собранных Браяном Ластмордом едва ли не со всемго мира. Звуки были обработаны и стали музыкальными инструментами для Ревелла, который представил на суд слушателей работу, до селе не имевшую аналогов. Музыка варьировалась от танцевальной до экспериментальной в духе Штокхаузена и musique concrete.

К сожалению, оба альбома не получили признания среди критиков, и лейбл прекратил свое существование.

Мёртвый штиль

Выступления SPK, как правило, сопровождались видеорядом. О том, каким был тот видеоряд, я уже упоминал. Шокирующее видео и жесткая музыка производили на аудиторию очень сильное впечатление, но иногда случалось, что аппаратура ломалась, видеоряд шел без музыки, и мясные сцены вызывали у публики лишь смех. Странная связь музыки и визуального ряда заинтересовала Ревелла, и он мечтал о том, чтобы заняться этим делом на профессиональном уровне.

Работа над звуковыми дорожками к фильмам в корне отличается от обычной музыки – каждый новый фильм требует не только новых мелодий, но порой нового инструментария. Такая разноплановость практически невозможна в музыкальном бизнесе, где на каждом исполнителе висит ярмо, жестко определяющие рамки музыканта. Оперная певица не может в одночасье стать репершей, а бывший металист никогда не станет членом girl-группы. В написании саундтрэков возможно все или почти все.

Альбом Zahmia Lehmanni стал дверью, которая открыла Ревеллу дорогу к своей мечте. Во время работы над фильмом Dead Calm (в российском прокате “Мёртвый штиль”) режиссер Phillip Boyce имел удовольствие слушать трек In Flagrante Delicto из Zahmia Lehmanni. В конце концов, этот трек стал ассоциироваться у режиссера с фильмом настолько, что он позвонил Ревеллу и попросил того переработать альбом в саундтрэк к фильму. Первая же работа Ревелла в качестве композитора музыки к фильмам принесла ему несколько наград, а австралийские теле- и кинокомпании стали предлагать музыканту работу. Он брался за все, что приносило деньги, но в Сиднее Ревелл не задержался. После просмотра Мёртвого Штиля один голливудский агент обзвонил едва ли не всех Ревеллов в Сиднее, пока не нашел-таки нужного ему композитора. Чудо свершилось - бывший панк стал работать на Голливуд.

Все возрастающее количество работы привело к тому, что Ревелл перебрался в Калифорнию. Вместе с собой он перевез Синан и семью. В работе ему по-прежнему помогал Браян Ластморд.

Жизнь в Голливуде привела к тому, что теперь Ревелл за неделю стал зарабатывать больше, чем раньше за годы. Времени на высокое искусство оставалось все меньше, и в какой-то момент SPK просто не стало. Никто никогда не объявлял о распаде команды, она просто растворилась в истории.

(c)







 
Исполнитель : S.P.K.
Альбом :  SPK - Zamia Lehmanni (Songs of Byzantine Flowers)
Год релиза : 1986
Качество : mp3 320kbit/s Stereo
Дополнительно :

Tracklisting
1. Invocation (5:18)
Choir - Russian Old Orthodox Church Of The Holy Annunciation - Assumption of Sydney
2. Palms Crossed In Sorrow (5:09)
3. Romanz In Moll (4:17)
4. In The Dying Moments (6:42)
Choir - Russian Old Orthodox Church Of The Holy Annunciation - Assumption of Sydney
5. In Flagrante Delicto (7:33)
Vocals - Jan Thornton
6. Alocasia Metallica (6:03)
7. Necropolis (5:29)
8. The Garden Of Earthly Delights (3:19)
9. The Doctrine Of Eternal Ice (4:25)

Ссылки где-то рядом (с) Мулдер