<МЕТА> - Украина | Блоги | Українська
<META> - Украина
Интернет
Реестр
Новости
Рефераты
Товары
Блоги
искать в сообществе UA-RU
Авторизация
Логин:
Пароль:
 
#

Календарь

 Май 
Пн
Вт
Ср
Чт
Пт
Сб
Вс
 
 
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
31
#

Время играет в пользу самостоятельности украинской церкви

Робер | 2012-07-17 08:35:13  
Сообщение прочтено 319 раз

Нынешнее состояние дел в отечественном православии таково, что мы имеем поместную, но не признанную Вселенским православием УПЦ КП, признанную, но поместную УПЦ МП и конфессию с древним патриотическим брендом, но чисто региональную и маловлиятельную - УАПЦ.

Два десятка лет своей независимости Украина прожила с разделенным православием. Разлом отчетливо заметен даже в юбилеях: на днях Украинская православная церковь Московского патриархата отметила 20-ю годовщину проведения Харьковского архиерейского собора, на котором был избран предстоятелем митрополит Владимир (Сабодан), а Украинская православная церковь Киевского патриархата - отмечает ту самую годовщину, однако собственного сотворения, когда объединились часть УПЦ во главе с тогдашним митрополитом Филаретом и УАПЦ.

Важно, что при этом в течение 20 лет в самом обществе существовал запрос на единство, а многочисленные социологические опросы неизменно фиксировали поддержку идеи создания единой поместной украинской православной церкви. А это, в свою очередь, заставляло всех четырех президентов - Кравчука, Кучму, Ющенко и Януковича - определяться в своем отношении к этому вопросу.

Украина в свое время пережила неудачную попытку государства противостоять разделению УПЦ при Леониде Кравчуке, трансформацию религиозных подходов у Леонида Кучмы (от однобокой поддержки УПЦ МП к выравниванию отношений с другими церквами), штурм, окрашенный политической эксплуатацией для собственных целей, идеи единой поместной Украинской православной церкви времен Виктора Ющенко. А теперь - неприкрытый протекционизм власти одной конфессии.

Нынешнее состояние дел в отечественном православии таково, что мы имеем поместную, но не признанную Вселенским православием УПЦ Киевского патриархата, признанную, но поместную УПЦ Московского патриархата и конфессию с древним патриотическим брендом, но чисто региональную и маловлиятельную - УАПЦ.

Как неоднократно отмечалось в СМИ, граждане Украины больше поддерживают УПЦ КП, но при этом храмов и приходов более у УПЦ МП. По разным соцопросам, верными Киевского патриархата называют себя почти 15 млн граждан, одновременно сторонниками УПЦ МП признают себя лишь 9 млн.

Без сомнения, за последние пять лет наиболее значительные и глубинные изменения произошли в среде Украинской православной церкви Московского патриархата. Там появилась и утвердилась группа архиереев, духовенства и верующих, которые сформировались как личности уже во времена независимости Украины.

Поэтому они не страдают церковным шовинизм, не имеют бремени советского прошлого (с обязательной подконтрольностью спецслужбам, власти, зависимости от Москвы) и поддерживают идею налаживания диалога с УПЦ КП и УАПЦ, понимая, что не может большая часть страны находится за бортом “канонического спасения». Лидером этой прогрессивной патриотической части является ближайший помощник главы УПЦ МП архиепископ Александр (Драбинко), который начал украиноцентричный диалог, наладил широкие прямые контакты с представителями вселенского православия, а потому попал в традиционную в таких случаях немилость Московского патриарха. В Белокаменной, как всегда, хотят видеть Украинскую церковь не только низкопоклонно-вассальной, а примитивно периферийной.

Важно, что за налаживание диалога с братьями по украинскому православию выступает и митрополит Владимир (Сабодан). В последнем докладе которого, посвященному 20-летию так называемого Харьковского епископского собора УПЦ, говорится: «Сама по себе идея автокефалии какой-либо поместной церкви не несет в себе ничего негативного. Автокефалия - это лишь способ организации церковной жизни.

Предоставление автокефалии той или иной поместной церкви является свидетельством ее способности к самостоятельному бытия». Это, по сути, перекликается с решениями собора от 1-3 ноября 1991 года, тогда еще единой УПЦ, который провел митрополит Филарет (Денисенко). Он весь построен в контексте «поиска путей к преодолению трагических разделений». Учитывая одержимость Патриарха Московского Кирилла (Гундяева) утопической и совершенно политической идеей «Русского мира», это достаточно мужественное и принципиальное заявление Киевского митрополита.

Конечно, такое изменение курса в УПЦ МП, направленное ​​на поиск компромиссов ради церковного единства (в духе христианской братской любви), не по душе промосковской партии в УПЦ МП. Ориентированной на полную зависимость от Московского Патриарха (ее лидерами являются митрополиты Одесский - Агафангел (Саввин) и Донецкий - Илларион (Шукало).

Это чуть не привело к смещению предстоятеля УПЦ МП митрополита Владимира (Сабодана). Борьба за власть выплеснулась в СМИ. По благословению Москвы и при поддержке донецкого бизнесмена Нусенкиса против митрополита Владимира и его ближайшего окружения провели целенаправленная кампания по дискредитации. Целью этих шагов была окончательная смена власти в УПЦ МП.

В тему: Митрополит УПЦ МП Владимир поставил Синод на место и признал раскол в церкви

В конце прошлого года под предлогом ухудшения состояния здоровья предстоятеля УПЦ Московского патриархата в церкви почти произошел переворот. Нарушая церковные каноны, устав УПЦ и даже элементарные нормы человеческой морали, власть попытался захватить одиозный митрополит Агафангел (Саввин), который провозгласил себя при живом главе «первенствующим», что, в свою очередь, чуть не привело к новейшему расколу церкви.

Тогдашний путч «черных митрополитов» провалился благодаря огромному авторитету митрополита Владимира в среде УПЦ МП и мировом православии, негативной реакции украинской общественности и масс-медиа. И даже, как ни странно, позиции УПЦ КП, ведь Филарет неоднократно публично высказывался в поддержку своего давнего оппонента - митрополита Владимира.

В тему: Церковное рейдерство: промосковский и донецкий иерархи захватили власть в УПЦ МП при еще живом митрополите

Поэтому сейчас, когда митрополитам Агафангелу (Саввину) и Иллариону (Шукало) не удалось рейдерски захватить предстоятельское кресло, значительную административную власть в УПЦ МП получил ректор Киевской духовной академии и семинарии, управляющий делами Киевской митрополии, первый викарий митрополита, достаточно взвешенный архиепископ Антоний (Поканич). По свидетельству экспертов, именно он может претендовать на роль преемника митрополита Владимира.

Киевский патриархат в свое 20-летие пришел в состоянии большей монолитности, чем две другие православные церкви. И для этого есть объективные причины. Во-первых, в среде этой церкви нет внутренних идеологических противоречий - епископат, духовенство и верующие ориентированные на патриотические проукраинские ценности. Во-вторых, УПЦ КП не находится под таким значительным давлением со стороны Москвы, как УПЦ МП, где, несмотря на задекларированный статус независимости в самоуправлении, много вожжей тянется в Москву.

Кроме того, Киевский патриархат имеет энергичного, волевого, опытного духовного лидера - Патриарха Филарета (Денисенко). Если и вспыхивают в УПЦ КП столкновения (как вот недавно с архиепископом Тернопольским Иовом), то они основаны на личностном факторе и не приводят к значительным изменениям.

Примечательно, что даже несмотря на то, что нынешняя власть дискриминировала УПЦ КП, эта церковь продолжает развиваться. Не зря Патриарх Филарет говорит, что время и независимость Украины работают на Киевский патриархат, ведь в независимом государстве обязательно должна быть самостоятельная поместная православная церковь.

Зато Украинская автокефальная православная церковь по своей структуре является, скорее, региональной религиозной группировкой, чем дисциплинированно-иерархической структурой. Ведь приходы УАПЦ (реально где-то около 500-600) сосредоточены в Галичине и не имеют четкого центра подчинения.

Перманентные конфликты между митрополитами Львовским Макарием (Мелетич) и Ивано-Франковским Андреем (Абрамчуком), в епархиях которых сосредоточено наибольшее количество общин, с одной стороны, и главой УАПЦ митрополитом Мефодием (Кудряковым) - с другой, гасятся тем, что епархии, а то и приходы в этой конфессии живут вполне автономной жизнью.

При таких условиях в украинском православии на повестку дня выходят две задачи. Во-первых, объединение УПЦ Киевского патриархата с УАПЦ, а во-вторых, налаживание подлинного диалога между УПЦ Московского патриархата и УПЦ Киевского патриархата.

В первом случае объединению двух национальных украинских православных церквей ничего не препятствует. Кроме, конечно, амбиций владык из УАПЦ. Ситуацию осложняет и то, что значительная часть епископата УАПЦ - это выходцы из УПЦ КП, которые по разным причинам не смогли там реализовать свои пастырские амбиции. Также этот процесс тормозит и Русская православная церковь, которая делает все, чтобы не допустить такого объединения. Москве выгодно иметь под рукой маловлиятельную УАПЦ как противовес Киевскому патриархату.

Относительно перспектив налаживания диалога с прогрессивной киевоцентричной частью в УПЦ МП, то все будет зависеть от того, как сможет утвердиться нынешняя линия, которую проводит митрополит Владимир со своими последователями. Так или иначе, но все развитие религиозной жизни за 20 лет доказало, что со временем, несмотря на противодействие внешних факторов, объединительные тенденции будут только усиливаться. К единству украинского православия стремятся верующие и все общество. А потому лидерам трех православных конфессий неизбежно придется и дальше искать для этого организационные и канонические возможности.

Юрий Дорошенко, опубликовано в журнале  “Тиждень”

Это сообщение написано также в: СМЕРТЬ УРОДАМ! (0 комментариев) , ЖИЗНЬ, КАК ОНА ЕСТЬ (0 комментариев) , Freedom (0 комментариев) , УН-ДА (Українська Націонал-Демократична Асамблея) (0 комментариев) , Тайное сообщество "Клуб вольнодумцев" (0 комментариев) , жизнь как она есть (0 комментариев) , Доска позора (0 комментариев) , Славянская история. (0 комментариев) , Справжня історія (0 комментариев) , В ИНТЕРНЕТЕ ЧТО-ТО НЕ ТАК! (0 комментариев) , Україна понад усе (0 комментариев) , Добрі новини з Аушвіцу (19 комментариев)
Поиск:
ИнформацияОбщениеБизнесДосуг
добавить сайт | реклама на портале | контекстная реклама | контакты Copyright © 1998-2010 <META> Все права защищены