Авторизация
Меню

Календарь
 Октябрь 
Пн
Вт
Ср
Чт
Пт
Сб
Вс
 
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
31


Украина-Польша. Путешествие в прошлое.
SAMOHOD | 2011-12-22 19:00:15
Сообщение прочтено 680 раз

                          Туда и обратно через три границы
                                                           
                                                                   всем моим друзьям-челнокам 90-х , посвящается…

         Прошлая среда началась как обычно… Уже три дня мы были в дороге. Одиннадцать машин с востока Украины накануне глубоким вечером преодолели последний перевал словацких Бескидов. Мы (двадцать туристов-автомобилистов) отмахнулись от местных погранцов красными серпастыми и расположились на ночлег в первом попавшемся на трассе кармане. Разбудил лесовоз, который прокрался правее, разрезая туман оранжевыми огнями аварийки. Полная тишина со стороны границы и сильный туман отлично располагали ко сну, но пора было поднимать всех и двигать дальше в глубь Польши.
Еще месяц назад у нас был великолепный план, как использовать законный отпуск. Выбор по нашим деньгам был правда не велик, зато вполне достижимая на автобусе Польша с ее рынками и бутикам, казалось, была уже в кармане. Осталось только собрать вещи, а точнее деньги, шелестящую зеленую массу с противным запахом чужих рук. И тут как всегда в таких случаях пишут классики.. приплыли!. Ихний Папа решил провести пару – тройку дней в родной ему Польше и прочитать народу за жизнь на земле и на небе. Все это привело к плачевным для нас последствиям. Поляки решили остановить на время грязный поток челноков с Востока, прикрываясь благими намерениями вычистить приграничный район от того антисанитарного хаоса, в который повергло эти земли массовое стояние народа на границе. Я уверен, что тамошняя Служба Здравоохранения провела десятки совещаний с печеньем и ситром, чтобы попытаться придумать причины и решить, что можно сделать, чтобы взять ситуацию под контроль. Для всех нас это был конец…! Толпы «паломников» метались в приграничной зоне. Старшие над старшими размахивали необходимыми бумагами перед закрытым кордоном. Но все было тщетно. Как говорят, граница была на замке. И в этот момент у меня родился гениальный план. Дело в том, что надежный источник – мой дальний родич из Львова – сообщил мне, что есть еще один способ пересечь границу. Нужно только сделать приглашение для туристов-паломников и прорваться на личных автомобилях в Польшу через Словакию и границу в Ужгороде. Я признаю, что в какой-то степени, такой «финт» на поле соперника – бред и чистая лотерея. Просто у пограничного автоперехода в Ужгороде всегда была дурная слава «непроходимого» у новых торгашей и поэтому им пользовались только местные по нужде, дипломаты и водители TIRoв.
Одним словом, можно долго рассказывать, сколько раз наши документы полировали стойку таможни, как мы рисовали на тетрадных листочках знаки «UA» для наших машин синей пастой, а резервный бензин из наших канистр незаметно перетек в УАЗик погранцов, как пришлось отдавать словакам за транзитный проезд 14 долларов и всех президентов на двух долларовых купюрах, потому что сдачи с двадцати тут не дают много лет. Извините, за неуместный здесь медицинский термин, но нас всех, чудесным образом пронесло! Через границу…! И уже все позади, а перед нами спуск с гор и Польша - самый дешевый супермаркет Европы, что на тысячу километров с запада на восток.

             Словакия…

                Вследствие вышеперечисленных обстоятельств наше путешествие оказалось с небольшим «отклонением», название которому - Словакия. Здесь – наверное, лучшая в мире погода, лучшие в мире пейзажи, и здесь полно забавных маленьких домиков, которые прислонились к склонам невысоких уютных гор, а местные аборигены - немногочисленные представители ромской национальности в Словакии в отличие от бедняков, скажем, в Румынии не выпрашивают у нас денег, и не пытаются продать ненужный хлам и откушенные хот-доги на перекрестках. А еще похоже, что газоны на этой земле они «стригут» при помощи овец, вместо того, чтобы таскать газонокосилку, которая проглатывает бензин и оставляет после себя масляные лужи. Словаки ценят и берегут старину. Не удивляйтесь, если где-то на вашем пути вдруг за поворотом предстанет самая натуральная ветряная мельница. Воздвигнутая 150-200 лет назад она до сих пор безотказно вертит своими крыльями. А еще тут в долинах много старых водяных мельниц и современных ветряков, похожих на разбросанные детали дирижабля. Эти – гигантские вентиляторы, шумят и стонут 24 часа в день, чтобы в результате (спустя может даже год) произвести немного энергии для торшера бабушки Малгожаты. И, конечно, словаки варят славное пиво, которое продают тут же в маленьких придорожных кафешках-колыбах. Все, кто был в этот момент не за рулем испробовали этот напиток и польскую таможню уже проходили лежа.
          
                на таможне…

               Лично я не наблюдаю никаких признаков особых отношений, когда езжу в Польшу. На таможне для украинцев не предусмотрено никаких упрощенных процедур. Таможенник всегда смотрит на меня так, словно я только что вылил ему на голову бутылку пива. А тут еще появилась какая-то женщина в серо-зеленой форме из национального комитета по сованию носа в наши жизни. И мы должны отвечать на ее дурацкие вопросы о содержимом наших сумок, багажников и черт подери емкостей. Интересно, но не кто не обратил внимание зачем в нашем багаже случайно «оказались» десять пар горных лыж без креплений, столько же ботикок и две бензопилы в смазке. Ну да, это здесь, наверное обычное дело, когда поломники в середине осени прихватывают с собой лыжи без палок, ну и конечно пилы, чтобы расчищять себе дорогу. А спиртное? Что вы!? Ни-ни! Хочу упомянуть тут о прочих пограничных «удобствах». Первые в этом списке - замечательные двери в гостевой туалет, которые кто-то додумался поставить в десяти сантиметрах от толчка. Это нормально наверно для сортира в горах, и если вы – гном, но всем остальным приходится оставлять дверь открытой. И – простите, конечно – но ходить по большому на виду у всех – это обычное дело только в том случае, когда вокруг полный мрак и если вы – животное.

             по дороге...
             Двухполосная лента автобана обладает волшебной силой искушения: на ней теряется ощущение скорости. Стрелка спидометра где-то уже между 110-120 и мотор нашей замученной «пятерки» кажется остановился, слышен только ровный шорох шин и музыка из касетника. Хочу сказать, что наш «Жигуль» был просто замечательным в общем потоке, если не считать дерьмовой рулевой системы. Пытаться превысить скорость на этой машине было все равно, что пытаться превысить скорость верхом на корове. Мне нравятся ее простые формы и звук, который она издает, когда раскручиваешь двигатель до предела. Мне нравятся перегрузки в горных поворотах, от которых посасывает под ложечкой, и я получаю такое же удовольствие, как забив гол с 40 метров. Но она уже не может быть во главе каравана. И сегодня, на узкой трассе между словацкой границей и г. Кросно, за нами выстроился огромный километровый хвост. Подошло время разделить караван и разъезжаться нам в разные стороны. В нашей колонне было 10 ЛАД и одна старенькая, но еще достаточно резвая Toyota Corola с правым рулем и наш приятель Славик, который недавно прокатился на ней, сказал, что уже считает себя "хорошим" водителем и поведет нас дальше на запад.. Я скажу, что с таким же успехом евнух мог заявить, что он "хорош" в постели, на АвтоЗАЗе – говорят, что они "отлично" делают машины, а баба Яга – что она "хорошо" выглядит. Но ни кто не стал спорить. На следующий день я уже собирался прокатиться на ней, но у хозяина японки была запланирована поездка на север, и я понял, что я пролетел, потому что мы ехали в другую сторону. Где-то позади остались тихие провинциальные г. Ясло и г. Тарнов. На горизонте громадный город-музей -Краков.
Сразу приняли решение в целях экономии смотреть все с колес и ночевать на трассе за городом. Только дважды в центре нам удалось вырваться из плотного потока транспорта и причалить к тротуару. Я не мастер описывать архитектурные красоты этого города. Скажу одно. Это место стоит потраченного на него времени. И еще здесь царит какая-то не знакомая в наших краях изысканная западная, я бы сказал даже кайзеровская интеллигентность. Все спокойно чинно и размеренно в ритме «Данке шеен-битте шеен». Или мне только показалось… Ведь было воскресенье, а в этот день вся страна немного становиться другой. Пожилые и дети в своих лучших нарядах, взрослые сосредоточенны, а мужчины трезвы, «как стекло». До полудня, пока не закончились службы в костелах. Потом обед и каждый волен делать что захочет. А первым делом поляк идет на рынок..., но это уже другая история.
Скорость в поездках – это все. Потому что сама по себе поездка от А до В – это пустая трата времени. Вы просто сидите на месте, пока тикают часы жизни, и ничего не добиваетесь. Именно поэтому большинство водителей и пассажиров, пресытившись скукой и полнейшей бестолковостью всего этого, обычно начинают в какой-то момент тащить в рот все, что отдаленно в машине напоминает еду. Это – хоть какое-то занятие, что-то, что поддерживает нас в здравом уме. Последние несколько дней я провел в машине с моим кумом, печально известным в наших кругах неистребимым влечением к хорошей еде. А так как долго жить на армейском рационе – тушенке и хлебе показалось ему скучным, то в салоне «жигуля» на польской территории надежно прописался запах свежих колбасок и сдобы. А это, поверьте отлично успокаивает в дальней поездке..
Мелькают дорожные указатели, площадки закусочных, заправки и «хуртовни» разного железного хлама. Города и поселки практически срослись друг с другом и нет границы между ними. Стоит тебе увидеть радар, как вы ударяете по тормозам. Пардон, панове поляки, но это в первые дни естественная реакция на полицию за рубежом, даже если вы едете не больше допустимого. А резкое экстренное торможение на автобане – это все равно, что кинуть гранату в растопленную печь. Кому-то, кто находится на пять машин позади, предстоит полет в лобовое стекло.
Впереди «стальное» сердце Польши – г. Катовице. Домны, карусели шахтных подъемников, линии высоковольтных проводов, однотипная советская застройка жилых кварталов. Угольная и сталелитейная промышленность-основа существования края, переживает не лучшие времена. Уголь не выдерживает конкуренции нефти и газа - теряет свое значение. Все, как-то сильно, напоминает Донецкий край. Кажется, что сейчас за поворотом пойдут бесконечной чередой родные до боли знакомые терриконы пустой породы. А вот и они, родимые! Чтобы вконец не замучила ностальгия, сворачиваем на север в сторону столицы и держим путь на небольшой городок Ченстохово.
Как-то так вышло, что никто точно уже не помнит, почему этот небольшой городок в центре большой страны за несколько лет торговой экспансии с востока стал родным домом и надежной перевалочной базой для тысяч челноков с Украины. Здесь можно было абсолютно неожиданно встретить старого приятеля с соседней улицы, про которого уже пару лет ходили слухи, что он в Штатах и узнать свежую новость про другого знакомого и что, где и почем сегодня на рынках Польши. Все заезжие сюда знали точно, что здесь нет «чужого» рэкета, здесь лояльная к украинцам полиция и всегда тебя увезут на Родину (если что…), даже если в кармане гуляет только ветер.

           Варшава...
           «Контора» Польши, точнее денежный сейф - ее столица. А еще Варшава- город-«пылесос» по откачке наличности из карманов туристов. Все что тебе нужно и не нужно можно купить в одном месте, на одном «золотом» квадратном километре-большой транспортнай крестовине – на аллеях Иерусалимских и угол Маршалковского. Тут можно провести целый день, все посмотреть, а на утро начать все сначала, как будто и не был здесь. Старые,чудом сохранившиеся здания довоенной Польши соседствуют с новейшими суперотелями и банками мировых китов бизнеса. Чуть в сторону от площади-старая столица. Пешеходные улочки, где остановилось время. Все как в старой серой хронике. Первый этаж обязательно-древняя кофейня или бутик, второй-третий жилой. Это мое самое любимое место в Варшаве. Отсюда в прошлом 1993 году я совершил под Новый год сногсшибательный «рывок» по маршруту Варшава-Харьков на служебном ЛАЗе за 21 час, включая время на таможне. Направо свернешь - на юг попадешь, влево - на север к Балтике,… «но нам туда не надо»... Здесь машины на зеленый сигнал стартуют с места до 60 км/час, как стая гончих, при красном - тормозят так, словно выбросили тормозные парашюты. Они выстраиваются сверкающими рядами на паркингах площади по обе стороны, втискиваются между стволами деревьев на бульварах в старом центре, нахально лезут на тротуар, прижимая пешеходов к фасадам домов. Для них сооружают облицованные стеклом заправки и салоны продаж. Автомобилям тесно на улицах Варшавы и они опасны. Их загнали на проезжую часть и отгородили стальными барьерами. Каждое утро и вечер все движение в центре ненадолго парализует мощная пробка. Но пульсирующий конвейер не на секунду не останавливается, светофоры только не надолго придерживают поток, а потом ритмично проталкивают его дальше. Можешь ехать полчаса там, где идти 5 минут. И еще… не вздумайте тормозить в правом ряду. Здесь все давно поворачивают вправо на постоянную зеленую стрелку. Проехали Вислу… Мосты – супер, речка - так себе. Наш Днепр вне конкуренции.

       базар-вокзал...
       Каждый раз, когда я приезжаю в очередной польский город, и не могу вспомнить ни одной хорошей причины, по которой я там нахожусь. И в то же время я совершенно убежден, что пару лет назад здесь все было лучше. Тогда мне то и дело говорили, что хотят купить AK-47 за 200 баксов, а невиданную «красную ртуть» за 10 тысяч. Но когда я говорил: "О'кей, пойдем, продам" – все сразу куда-то пропадали. В еще большее замешательство их приводил мой вопрос о количестве необходимых к автомату патронов.
Про поляков можно рассказывать долго. Это такой особенный народ. Если бы им платили икрой, то они бы ели только икру, а так как им платят деньгами, то они их тратят…Поляк и рынок - как нитка и иголка, как мышь и сыр. А что?! Курс обмена стабильный, еда всегда свежая и своя, погода постоянно европейская и неплохая (тьфу-тьфу, чтоб не сглазить) – а благодаря небольшому экономическому самопожертвованию – у поляков до сих пор кажется полно денег.
              «Топить» по этим классным дорогам в машине день за днем было для меня одним из лучших моментов в этой поездке. Но не единственным. На втором месте был…базар на Центральном стадионе Варшавы. Стоянку здесь не найти с вечера - занят каждый сантиметр асфальта. Громадное циклопическое сооружение почти в центре столицы стало боевым трофеем Меркурия в конце 20 века. Это гигантская «хуртовня» под открытым небом. Наконец-то я увижу, как владельцы всех этих лавочек и тюков с товаром будут отчаянно цепляться за мой кошелек и будут предлагать все «задарма», если я только сделаю вид, что собираюсь купить у них. Отчасти это связано с тем, что в карманах у меня до сих пор водятся деньги, причем эти деньги способны на куда большее, чем в прошлый раз. Ведь скоро, очень скоро, не останется ничего кроме пары гигантских супермаркетов, в которых можно будет купить все – от туалетной бумаги до минитрактора. Зелень там всегда зеленая, колбаса красная, а цены ниже плинтуса. И они (торгаши) это знают. Ведь регулярно ездят дальше на Запад. А это Армагедец, ужас и конец золотого века уличной торговли.
А еще, мне кажется, всем этим торгашам следует знать, что мужчины покупают лишь то, что они видят и хотят "сейчас". Именно поэтому, когда я делаю покупки, нечего меня «разводить», как лоха. Я покупаю лишь то, чего увижу и хочу в тот самый момент. Поэтому вместо шести семейных коробок трусов и четырех упаковок сладкой воды, я притащу к машине только пачку чипсов и вязанку бананов. Тоже самое сделает мой кум. А еще им следует понять – а они этого не понимают – что хоть и существует большое множество разных людей – те, у которых спереди на брюках ширинки – не получают от базара совершенно никакого удовольствия и хотят, чтобы весь процесс закончился как можно быстрее. Запомните, скорость для мужика – это все. И еще. заклинаю, вас… храните все на складе!. Я знаю, что это дорого и сложно, но я не хочу заморачиваться с примеркой футболки лишь для того, чтобы какой-то тип через 10 минут, порывшись в тюках, объявил мне, что моего размера у них нет, а еще, не приду ли я еще через неделю. Щас, буду сидеть, и ждать всю неделю на ступеньках.
Все, наконец куплено, багажники забиты подарками и товаром, баки заправлены наперед, чтобы проскочить с хода все приграничные украинские районы с «сухими» заправками. Мы едем назад на Родину! Мы уезжаем отсюда, но обязательно вернемся, чтобы еще не раз потратить здесь еще немного денег и свой законный отпуск.

            сон наяву великого комбинатора...
                Я вижу сон, как наш небольшой караван пересекает границу Польши по дороге домой. Над шоссе линялый транспарант на растяжках «Вітаємо гостей Євро-2012 в Україні» Дождались! Кто сказал, что Украина не Европа!? Правильно - никто… Все признаки «европейскости» уже на виду…Под колесами идеальная дорога нового автобана Львов-Киев-Харьков-Донецк (?). Через каждый километр заправка. Куда не плюнь, попадешь в супермаркет. Боже, их уже больше чем магазинчиков на варшавском Централе. Только все это признаки той старой дореформенной Европы, что были для нас приятным сюрпризом, а для поляков тех лет обычными буднями. Сегодня, через пятнадцать лет, я могу уверенно утверждать, что мы их наконец-то догнали, тех вчерашних. Ну и, слава богу!

               финиш..
               Кто-то из умников сказал, что вождение – приятное занятие? Они что, с ума сошли? Любой человек в здравом уме скажет вам, что вождение – это самая что ни на есть тяжелая работа, и что прибегать к нему стоит лишь тогда, когда все другие варианты путешествий были исключены.
Автомобиль – это единственная машина в нашей повседневной жизни, которая способна незаметно впрыснуть литр адреналина в нашу артериальную систему, тривиально перетаскивая нас из Харькова в Варшаву. Утюг моей бабушки на такое не способен. Если вы согласитесь со мной, тут же бегите покупать самую быструю и самую мощную машину, какую только сможете себе позволить. И езжайте на ней за тридевять земель или даже за хлебом в булочную – как только появится настроение, а еще платите за ТО, все налоги, штрафы и сборы. Вы должны использовать ее как инструмент и как продолжение вашей личности. Разрешите себе получить удовольствие. И если вы это сделаете, то молите бога, чтобы я оказался прав.
                            
                                                                                                                                                                               © SAMOHOD

Это сообщение написано также в: Блог SAMOHODa (0 комментариев)
Комментарии RSS :

Sanycz | 22.12.2011 20:58 | [Ссылка]

Был в Варшаве 7 лет назад. Впечатление - обычный наш индустриальный областной центр, типа моего почти родного Луганска - чуток достопримечательностей в центре города... И трубы разных заводов-фабрик вокруг, со стандартными пятиэтажными "хрущевками", поделенными на "квартала". Познань - что-то вроде Луцка, Краков - это как Львов, туристическая Мекка.

По поводу авто - у меня есть опыт рейдов на почти 1000 км, разными машинами, да и в общем за год получается пробег в 40-45 тыс.км. Пожалуй, главное в авто - не скорость, и не мощность, а удобство. В гоночном болиде вряд ли получится просидеть без напряга 400-500 км кряду. PodmigivanieRolling Eyes
А в общем - классные воспоминания. Жду дальнейших рассказов!