Авторизация
Меню
Категории
ABCD (1)
Shell (1)
аборт (3)
Алчевская Духовная Лечебница (4)
Англия (1)
аутизм (3)
афон (2)
Афона (1)
афонские старцы (1)
Ацкурская Богородица (2)
беременность (1)
Благовещение (2)
Благолюбие (1)
Блаженнейший Владимир (1)
бог (1)
богородица (14)
брак (3)
вакцина (1)
ваххабиты (2)
Великая Отечественная война (3)
Великая Пятница (1)
Великая суббота (1)
великий пост (3)
Венчание (3)
вера (1)
власть (1)
ВОВ (3)
Воздвижение (1)
война (2)
воскресение (1)
воспитание (2)
гепатит (1)
Германия (2)
гоголь (1)
гомосексуализм (5)
гонения христиан (1)
ГПЦ (1)
грех (1)
Грузия (2)
дебилизм (1)
Дети (9)
детоубийство (1)
детсадики (2)
Дивеево (1)
днр (2)
донбасс (2)
Драбинко (2)
Дубай (1)
духовенство (1)
евроинтегация (1)
евроинтеграция (1)
елка (1)
Епифаний Феодоропулос (1)
ересь (1)
Закон Божий (1)
замки (1)
запрет (1)
Здоровье (4)
Здоровье детей (7)
зилотство (1)
Иван Горозный (1)
Иисус Христос (2)
Илия II (1)
интернет (1)
Иоанн IV (1)
Иоанн Русский (1)
Ислам (2)
исповедь (2)
история России (2)
история РПЦ (6)
история Руси (3)
история СССР (2)
История Украины (2)
история Церкви (3)
иудеи (1)
казаки (1)
Канон (3)
Каппадокия (1)
католицизм (1)
киевская русь (3)
Клостернойбург (1)
Клычко (2)
Комаровский (1)
кощунство (1)
крещение (2)
культура (1)
ЛГБД (1)
ЛГБТ (5)
лекарство (1)
лжемиссионерство (1)
Либерализм (1)
ЛНР (2)
майдан (1)
матушка Калисфения (1)
Медицина (1)
менингит (1)
миссионерство (3)
молитва (2)
молитвы (1)
Молодёжка (1)
моназини (1)
монастыри (3)
монах Павел (1)
монахи (1)
монахини (1)
Монтян (1)
мораль (1)
море (1)
мужчины и женщины (1)
мученики (1)
Нептун (1)
николай II (1)
Новый год (1)
Нравственность (1)
ОАЭ (1)
Обама (1)
обновленчество (1)
Общество (2)
однополые браки (1)
оппозиция (1)
ориентирование (1)
отдых (1)
Павел Адельгейм (10)
Паисий Святогорец (1)
пандемия (1)
Папа Римский (1)
пасха (2)
пасхальный кулич (1)
патриарх (1)
Патриарх Кирилл (2)
патриарх Никон (1)
педофилия (1)
пещеры (1)
Писатели (1)
победа (2)
Покров (1)
полиомиелит (1)
Политика (1)
пост (1)
Похищение (1)
православие (2)
Православный календарь (481)
Православный календарь 4 апреля (22 марта ст.ст.) (1)
Православный календарь 5 октября (22 сентября по ст.ст.) (1)
Преображение (1)
прививка (1)
прививки (4)
притча (1)
причастие (1)
проповедь (5)
психология (2)
психология отношений (1)
психология ребенка (1)
Путешествия (2)
Путин (1)
Радоница (1)
раскол (2)
распятие (1)
религия (2)
репрессии (1)
рисунок (1)
рождество (5)
Рождество Христово (1)
рок-музыка (1)
Романовы (1)
Россия (3)
РПЦ (4)
санитарные нормы (1)
свадьба (2)
Светлая седмица (2)
семья (3)
Сказки (2)
смертная казнь (1)
смертники (1)
сострадание (1)
Сретение Господне (1)
Сталин (2)
старообрядцы (1)
старцы (3)
Страстная неделя (1)
Страстная суббота (1)
Страшный Суд (1)
суррогатное материнство (1)
СЭС (1)
Толстой (1)
туризм (2)
туризм небоскрёб (1)
тягнибок (2)
убийство (1)
УГКЦ (1)
украина (3)
униаты (1)
УПЦ (3)
УПЦ КП (1)
Фармакология (1)
филарет (1)
фонтан (1)
Франция (1)
христианство (1)
Царев (1)
Церковь (1)
чудеса православия (2)
чудо православия (1)
шведская семья (1)
штрафбат (1)
экзорцизм (1)
эпидемия (1)
юмор (1)
язычество (2)
Янукович (1)
Япония (1)
Ясная Поляна (1)
яценюк (2)


Календарь
 Июль 
Пн
Вт
Ср
Чт
Пт
Сб
Вс
 
 
 
 
 
22
23
24
25
26
27
28
29
30
31


Вторник 10 сентября 2013
Сообщение прочтено 61 раз
Монах Вениамин (Гомартели):

  Епископ Рашко-Призренский Серафим (Йованович) 1945: 13 января сербский епископ Рашко-Призренский Серафим (Йованович) скончался в албанской тюрьме в Тиране, куда он был интернирован во время этнической чистки албанцами Косова и Метохии.

 

Блаженнейший Стефан I, экзарх Болгарский 1945: 21 января в древнем соборе св. Софии состоялся Поместный Собор Болгарской Церкви, на котором 90 членов Собора выбрали нового, 3-го и последнего Болгарского экзарха. Из трех кандидатов: митр. Стефана Софийского, митр. Неофита Вединского и митр. Михаила Доростольско-Червенского был выбран митр. Стефан (Георгиев), за него было отдано 82 голоса. О новом экзархе в отчете архиеп. Псковского и Порховского Григория (Чукова) о своей поездке в Софию с 6 по 23 апреля 1945 г. были следующие строки: “Экзарх Митрополит Стефан, несомненно, самый умный из архиереев, пользуется большим авторитетом среди болгар, большой дипломат и до мозга костей политик. По видимому, его отношение к немцам по существу было отрицательным, хотя он принужден был лавировать. Англоманство в нем скрытно, вероятно еще есть в некоторой степени и теперь. Но сейчас он чрезвычайно ярко проявляет свое русофильство… идею славянства и его объединения под главенством России он громко заявляет в своих речах… О своих митрополитах он отзывался как о “немцах”, о митрополите Иосифе как о “ренегате”. Тем не менее эти “немцы” — митрополиты являются его ближайшими помощниками (м. Михаил и м. Паисий), хотя вообще он всех их держит довольно властно… Теперь он приблизил к себе и поставил на ответственные должности наилучших людей русофильского направления — новорукоположенного епископа Парфения, архимандрита Мефодия (протосингела Синода), иеродиаконов — Александра и Григория, иеромонаха Серафима. Эти лица — духовные воспитанники управляющего русскими приходами архиепископа Серафима Соболева” (Косик В.И. Послевоенное церковное строительство в Болгарии и СССР) .

1945: 31 янв.—2 февр. состоялся Поместный собор Русской Церкви. Присутствовали: митр. Алексий, митр. Николай, митр. Иоанн, митр. Вениамин; 41 архиепископ и епископ, 126 представителей клира и мирян. Гости: патриархи — Александрийский Христофор, Антиохийский Александр III, Грузинский Калистрат; представители Константинопольской, Румынской, Болгарской, Сербской и др. Церквей. Всего было 204 участника. На Соборе было принято “Положение об управлении Русской Православной Церковью”, в котором не содержалось указаний о необходимости созыва новых Соборов в определенные сроки. Поместные Соборы должны были собираться, лишь когда имелась необходимость выслушать голос клира и мирян и существовала “внешняя возможность”, при этом все же Поместному Собору принадлежала высшая власть в области вероучения, церковного управления и церковного суда. Права патриарха, по сравнению с имевшимися ранее, согласно решениям Собора 1917 — 1918 гг., возрастали. Усиливалась и единоличная власть епископа, избрание которого оставалось прерогативой Священного Синода под председательством патриарха, а утверждение архиерея уже целиком принадлежало патриарху. Св. Синод состоял из 6 членов, в том числе 3-х постоянных – митрополитов
Читать


Категории: история Церквиистория РПЦ    
Понедельник 9 сентября 2013
Сообщение прочтено 123 раз

Протоиерей Фёдор Кривонос

 Χ Ρ Ο Ν Ο Σ.  Церковно-исторический альманах, № 1 2013 г. 22 июня 1941 г. войска нацистской Германии вторглись в пределы СССР и уже к концу августа того же года вся территория Белоруссии была оккупирована ими.

 Несмотря на отдельные очаги сопротивления, части Красной Армии в большинстве своём не сумели противостоять немцам. Одни из них попали в окружение. Другие, не вступая с врагом в бой, нередко отходили на восток, едва узнав о приближении противника, находившегося порой за 40–60 км от них1.

Разные причины обусловили столь быстрое отступление Красной Армии: и внезапность нападения на СССР, и ошибки стратегического характера, связанные с особенностями дислокации советских войск, и репрессии среди командного состава довоенных лет, но главной причиной этого невиданного в русской истории поражения явилось, по нашему убеждению, то, что очень многие красноармейцы не желали защищать бесчеловечный коммунистический режим.

На памяти у них, в основном выходцев из простых крестьянских семей, переживших погром коллективизации, уж очень свежи были горькие воспоминания о тех арестах, которые претерпели их родные и близкие (а то и сами они) незадолго до начала войны.

Три миллиона восемьсот тысяч советских солдат и офицеров, оказавшихся в плену к концу 1941 г., и один миллион двести тысяч дезертировавших и осевших на оккупированных территориях, подтверждают эту горькую мысль2.

Новые, жестокие испытания с началом войны выпали на долю верующих. На долгих четыре года Белоруссия была оккупирована немцами. Православная Церковь и Её служители разделили со своим народом все невзгоды и горести, которые пришлось ему пережить...

В первые дни войны...

Достоверно известно, что в первые дни отступления советских войск сотни заключённых, содержавшихся в тюрьмах Белоруссии, были расстреляны органами НКВД3. По свидетельству И. Касяка, «вязьняў з менскіх турмаў канвой пастраляў па дарозе ўжо за 60 км на ўсход ад Менска, калі была пагроза нямецкага палону. Толькі нямногія вязьні ўцяклі ў прыдарожныя лясы. У Беразьвечы, каля Глыбокага, НКВД пасьпела пастраляць усіх вязьняў на мейсцы, а ў Віцебску гарадзкую турму з 200 вязьнямі НКВД спаліла жыўцом»4.

Были ли среди расстрелянных представители духовенства, пока установить не удалось. Однако то, что с началом войны некоторые священнослужители, мирно исполнявшие свои пастырские обязанности, были убиты чекистами, сомнению не подлежит. Нам известны два подобных случая.

В те трагические для Родины дни смерть от безбожников принял священник Михаил Максимюк, служивший в церкви м. Ленино Житковичского района.

Он родился в 1900 г. в семье железнодорожного служащего. В 1925 г. окончил Виленскую духовную семинарию и тогда же был рукоположен во иереи. Окормлял приходы в с. Черни, с. Ревятичи, м. Лунинец на Полесье. За несколько лет до войны занял приход в м. Ленино.

Пастырь высокообразованный, отец Михаил отличался интеллегентностью и редкой скромностью характера. Выдержанный и всегда неизменно корректный в общении с духовенством и прихожанами, он пользовался взаимным уважением со стороны знавших его.

Когда пастыря схватили, его супруга Наталия Иулиановна спросила у чекистов: «За что вы арестовываете моего мужа?», на что ей ответили: «Он знает немецкий язык и будет полезен немцам». Спустя несколько дней односельчане, к своему удивлению, опознали на одном
Читать


Категории: история РПЦ    
Комментарии (1)  
Пятница 30 августа 2013
Сообщение прочтено 64 раз
 Теймур Атаев

Ориентир – Балтийское пространство

Патриарх Никон и царь Алексей Михайлович Патриарх Никон и царь Алексей Михайлович

Параллельно пробитию Иваном Грозным решения по легализации его царского титула Константинополем1, он активничал и на международном поле. Так, в 1560 г. к нему приехал гонец «от цысоря Римсково и навышшого короля Фердинандуса Ерином» (подразумевается король Германии, император Священной Римской империи Фердинанд I).

 

В переданной грамоте говорилось «о ливонских немцех, чтобы царь и великий князь не воевал, называючи их своими поданными Римские области». В ответной грамоте Иван IV, подчеркнув, что ему государство «Бог дал», и напомнив о взаимоотношениях Москвы с предшественником Фердинанда — Максимилианом I, сообщил о готовности учинить обо "всех делех договор"2.

Последовавшее же в 1561 г. официальное добро патриаршего престола на царские регалии Ивана IV, позволив Москве почувствовать себя несколько увереннее, привело к новому раунду борьбы за получение путей выхода к Балтийскому морю, как первого шага к геополитическому продвижению в западном направлении.

Начавшиеся Иваном Грозным еще в 1558 г. военные действия подвели к активизации Швеции и Литвы. Согласованная же позиция Ганзы и Ливонии по недопущению Москвы к самостоятельной морской торговле и поспособствовала очередному направлению Иваном IV в 1561 г. "всеа Русии бояр и воевод своих в Ливонскую землю немец воевать"3. Данная линия обосновывалась намерением положить конец контролю транзита московской торговли ослабевшей Ливонской конфедерацией (Рижское архиепископство, епископства Дорпат, Курляндия и др.). Сохранение же статус-кво ограничивало возможности купцов, лишая Москву возможности свободно импортировать стратегическое сырье. Война, однако, затягивалась, и в 1573 г. в послании шведскому королю Юхану III Иван IV конкретизировал, что «Ливонскую землю мы не перестанем завоевывать, пока нам ее Бог даст». При этом он попытался продемонстрировать свое царское превосходство: «Ты пишешь свое имя впереди нашего — это неприлично, ибо нам брат — цесарь Римский и другие великие государи, а тебе невозможно называться им братом, ибо Шведская земля честью ниже этих государств». Кроме того, "Римская печать нам также не чужда: мы ведем род от Августа-кесаря"4.

Данный контекст был далеко не случайным, т. к. практически в эти же сроки Иван IV подготовил как бы духовное наставление (можно сказать, в форме политико-религиозного завещания). Призывая в нем крепко держать «православную христианскую веру» до смерти, он вновь продекларировав идеологическую канву по обоснованию самодержавной царской власти: "Сына же своего Ивана благословляю царством Руским, шапкою мономаховскою, и всем чином царским, что прислал прародителю нашему, царю и великому князю Владимеру Мономаху, царь Константин Мономах из Царяграда. Да сына же своего Ивана благословляю всеми шапками царскими и чином царским"5.

Хотя, например, российский историк, член Президиума Духовного Управления мусульман Центрально-Европейского региона России (ДУМЕР) Фарид Асадуллин отмечает, что "шапка Мономаха — это ни что иное, как скроенный по восточным образцам головной убор, по одной версии, пришедший к нам из Египта, по другой, переданный непосредственно русским царям золотоордынскими ханами"6.

Католическое
Читать


Понедельник 26 августа 2013
Сообщение прочтено 77 раз

Борьба за права продолжается

Кафедральный собор Александра Невского в Таллинне Кафедральный собор Александра Невского в Таллинне
Было ясно: борьбу за восстановление справедливости в отношении Эстонской Православной Церкви Московского Патриархата и защиты ее прав придется продолжать без всякой надежды на верность Константинополя цюрихским соглашениям 1996 года. Диалог надо вести с эстонским государством и переводить его из категорий канонического права на внятный государственным деятелям язык проблематики прав человека и политических последствий их нарушения.

 

Архимандрит Елисей

Архимандрит Елисей с момента своего назначения на должность представителя в Эстонии в 1999 г. включился в активные переговоры с МВД Эстонии, с эстонскими парламентариями, представителями общественности и деловых кругов, стремясь, прежде всего, достигнуть урегулирования имущественного положения приходов, сохраняющих верность Московскому Патриархату. Но для достижения этой цели еще предстояло пройти немалый путь. Митрополит Стефан выдвигал неприемлемые условия. Да и у эстонских властей политической воли к решению этого вопроса в то время не находилось.

Однако обращения в международные организации – такие, как письмо архиепископа Корнилия главе миссии ОБСЕ в Таллине от 16 февраля 1999 г. – побуждали государственное руководство обсуждать новые компромиссные варианты. Препятствием на пути к их реализации оставалась крайне неуступчивая позиция главы константинопольской церковной организации в Эстонии.

Одним из компромиссных решений, направленных на получение государственной регистрации, стал отказ от исторического наименования в пользу названия «Эстонская Православная Церковь Московского Патриархата (ЭПЦ МП)». Был разработан новый проект Устава, соответствующий проекту нового закона «О церквах и приходах». Особое внимание было уделено тем положениям Устава, в которых шла речь об историческом преемстве Эстонской Церкви. 27 июня 2000 г. в Таллине состоялся Собор Эстонской Православной Церкви Московского Патриархата, на котором новый Устав был принят. 7 августа Устав и сопровождающие документы были поданы для регистрации в МВД Эстонии.

Последовал отказ. Министерство указывало на «недоработки» в Уставе. 22 января 2001 г. было подано новое заявление с исправленным Уставом. Тогда от ЭПЦ МП потребовали протоколы собраний с нотариально заверенными подписями, что требуется лишь от новоучреждаемой структуры. Начались переговоры. Однако в письме, которое 18 апреля 2001 г. министр внутренних дел Т. Лоодус направил митрополиту Корнилию содержался очередной отказ, лишающий смысла дальнейшие дискуссии1. Представители ЭПЦ МП дали разъяснения, что дальнейшей переработки Устава не будет2. Из письма министра внутренних дел от 21 мая 2001 г. ясно следовало: государство продолжает настаивать на регистрации ЭПЦ МП лишь в качестве зарубежной епархии Русской Православной Церкви. О том же говорилось в письме премьер-министра Эстонии М. Лаара патриарху Алексию от 5 июля 2001 г.3

Синод
Читать


Категории: история РПЦ    
Воскресенье 4 августа 2013
Сообщение прочтено 119 раз

Священник Владимир Зелинский

Сталин, как религия Наблюдая за дискуссией о Сталине, которая велась и ведется в интернете православными христианами, я почти не обнаружил попыток подойти к его личности собственно по-христиански. “Моральный урод”, “строитель империи”, “талантливый мененджер”, “имя России”, “тиран, что поделаешь, время было такое, кругом враги”, “убийца по необходимости, а те, кого он убивал разве были лучше?” и т.п. Каждая из этих точек зрения может быть по-своему обоснована.

 Сталин, как религия  Всякий раз она выносит из “сокровищницы сердца” то, что ему ближе всего, оставляя все прочее в тени, как нечто третьестепенное, не столь важное, не соразмерное с исторической фигурой такого масштаба. Также и автор сих строк на всеобъемлющую правду не претендует и хотел бы перенести сию фигуру из контекста недавней истории в иной, в духовный контекст. Попробуем найти его в Евангелии от Иоанна, там, где Христос обличает фарисеев:

Ваш отец – дьявол, и вы хотите исполнять похоти отца вашего. Он был человекоубийца от начала и не устоял в истине, ибо нет в нем истины. Когда говорит он ложь, говорит свое, ибо он – лжец и отец лжи” (8:44).

Здесь не говорится о всяком вообще лжеце. Любой лжец – грешник, но все же еще не сын дьявола. Мужья обманывают жен, политики избирателей, торговцы покупателей, похвалить их за это мы не можем, но во всех этих обманах нет цели, замысла, пафоса, похоти человекоубийства. Они лгут ради корысти, но не за тем, чтобы убить.

Слова Иисуса не назовешь умеренными. По человечески говоря, даже и “объективными”. Разве фарисеи кого-то убивали? Но Христос говорит не о той глубинной реальности, которую не различишь ни простым, ни, так сказать, исторически беспристрастным взглядом. Обращаясь теперь к нашему персонажу, я по правде говоря, не нахожу никого иного, в ком два эти свойства – ложь и похоть человекоубийства – соединялись бы в таких, поистине космических масштабах.

Гeббельсу приписывается фраза: чем чудовищней ложь, тем ей легче верят. Что ж, по-своему честно. Так вполне мог бы сказать и Гитлер. Сталин – никогда. Даже и подумать, наверное бы, не мог. Он, как бы сказать, был до конца слит со своей ложью. Неразделен с ней. Не помню, чтобы фюрер, у коего мы не станем отбирать пальму первенства по злодейству, дружески провожал кого-нибудь до двери, а через несколько дней следователь гестапо уже мочился тому в лицо (Тухачевский) или избивал, меняясь с другими, сутками подряд, требуя подписаться под какой-то несусветной виной. А еще лучше – покаянно, надрывно, искренне изобрести ее самому. Таковых случаев несть числа. В этом была его, Сталина, жизнь.

Сталин, как религия

Его истина источала из себя ложь, а ложь, изготовленная для собственного потребления, как и для подвластной ему страны, навязывалась как истина. Истина, согласно которой “Жить стало лучше, жить стало веселее”
Читать


Комментарии (2)  
Сообщение прочтено 92 раз

Владимир Тольц

Владимир Тольц: У микрофона в Праге – Владимир Тольц, а в московской студии Свободы – Анна Иванова.

В советском прошлом жанр нашей сегодняшней передачи именовался «По следам наших выступлений» или что-то вроде.

 Анна Иванова: В передаче «Разница во времени» 10 апреля этого года, посвященной положению Русской православной церкви во время войны, мы, среди прочего, приводили следующие слова доктора философских наук, преподавателя МГУ и президента Международного фонда «Единство православных народов» Валерия Алексеева.

Валерий Алексеев: И не так давно я нашел вообще уникальный документ – совершенно секретное постановление Политбюро от 11 ноября 1939 года. В папке там много всяких других очень важных решений, очень важных, да, в том числе был такой и очень простенький вопрос, он назывался «Вопросы религии». Там, значит, один из ленинских документов был отменен. Были специальные указания НКВД радикально изменить отношение, то есть там так и написано: впредь прекратить преследование верующих по религиозным мотивам. Более того, по этому постановлению было принято решение выпустить из заключения этих священников. И это – в 1939 году!

Читать по теме: О мнимом повороте Сталина к православной церкви

Анна Иванова: Итак, Алексеев утверждает, что политика советской власти в отношении Православной церкви изменилась не в 1943 году, когда было восстановлено патриаршество и когда Сталин встретился с церковными иерархами, а еще до войны. После выхода передачи мы заинтересовались открытием Валерия Алексеева и узнали, что сотрудник Института российской истории Академии наук Игорь Курляндский написал в журнале «Вопросы истории» большую статью, объясняющую, что документ, обнаруженный Алексеевым, является фальшивкой.

Курляндский утверждает, что постановление Политбюро 1939 года, которым якобы отменялась ленинская политика в отношении церкви и выпускались на свободу арестованные священники, было сфабриковано в 1999 году для создания образа православного Сталина. И тогда же появилось в газете «За родину, за Сталина!» и в мемуарах бывшего советского министра обороны Язова.

Если бы циркуляция этого документа ограничивалась сталинистскими кругами, можно было не обращать на это внимание, но на документ ссылаются в научной литературе. Не только Валерий Алексеев, но и, например, профессора исторического факультета МГУ Александр Барсенков и Александр Вдовин. Мало того, документ даже вошел в учебники и хрестоматии, рекомендованные Министерством образования для студентов вузов. Поэтому сегодня мы решили подробнее разобраться в этом вопросе.

У нас в студии – профессор МГУ Валерий Алексеев и сотрудник Института российской истории Академии наук Игорь Курляндский.

Валерий Аркадьевич, расскажите, пожалуйста, кратко, в чем содержание документа и его историческое значение?

Валерий Алексеев: В свое время, еще в 1989 году, мною была опубликована в центральном журнале Центрального комитета партии статья о так называемой тайной или «вечерней» встрече, как ее называли, Сталина с духовенством. И, собственно говоря, результатом этой встречи стала как бы некая легализация Русской православной церкви, избрание патриарха и прочее.
Читать