Авторизация
Меню
Категории
ABCD (1)
Shell (1)
аборт (3)
Алчевская Духовная Лечебница (4)
Англия (1)
аутизм (3)
афон (2)
Афона (1)
афонские старцы (1)
Ацкурская Богородица (2)
беременность (1)
Благовещение (2)
Благолюбие (1)
Блаженнейший Владимир (1)
бог (1)
богородица (14)
брак (3)
вакцина (1)
ваххабиты (2)
Великая Отечественная война (3)
Великая Пятница (1)
Великая суббота (1)
великий пост (3)
Венчание (3)
вера (1)
власть (1)
ВОВ (3)
Воздвижение (1)
война (2)
воскресение (1)
воспитание (2)
гепатит (1)
Германия (2)
гоголь (1)
гомосексуализм (5)
гонения христиан (1)
ГПЦ (1)
грех (1)
Грузия (2)
дебилизм (1)
Дети (9)
детоубийство (1)
детсадики (2)
Дивеево (1)
днр (2)
донбасс (2)
Драбинко (2)
Дубай (1)
духовенство (1)
евроинтегация (1)
евроинтеграция (1)
елка (1)
Епифаний Феодоропулос (1)
ересь (1)
Закон Божий (1)
замки (1)
запрет (1)
Здоровье (4)
Здоровье детей (7)
зилотство (1)
Иван Горозный (1)
Иисус Христос (2)
Илия II (1)
интернет (1)
Иоанн IV (1)
Иоанн Русский (1)
Ислам (2)
исповедь (2)
история России (2)
история РПЦ (6)
история Руси (3)
история СССР (2)
История Украины (2)
история Церкви (3)
иудеи (1)
казаки (1)
Канон (3)
Каппадокия (1)
католицизм (1)
киевская русь (3)
Клостернойбург (1)
Клычко (2)
Комаровский (1)
кощунство (1)
крещение (2)
культура (1)
ЛГБД (1)
ЛГБТ (5)
лекарство (1)
лжемиссионерство (1)
Либерализм (1)
ЛНР (2)
майдан (1)
матушка Калисфения (1)
Медицина (1)
менингит (1)
миссионерство (3)
молитва (2)
молитвы (1)
Молодёжка (1)
моназини (1)
монастыри (3)
монах Павел (1)
монахи (1)
монахини (1)
Монтян (1)
мораль (1)
море (1)
мужчины и женщины (1)
мученики (1)
Нептун (1)
николай II (1)
Новый год (1)
Нравственность (1)
ОАЭ (1)
Обама (1)
обновленчество (1)
Общество (2)
однополые браки (1)
оппозиция (1)
ориентирование (1)
отдых (1)
Павел Адельгейм (10)
Паисий Святогорец (1)
пандемия (1)
Папа Римский (1)
пасха (2)
пасхальный кулич (1)
патриарх (1)
Патриарх Кирилл (2)
патриарх Никон (1)
педофилия (1)
пещеры (1)
Писатели (1)
победа (2)
Покров (1)
полиомиелит (1)
Политика (1)
пост (1)
Похищение (1)
православие (2)
Православный календарь (481)
Православный календарь 4 апреля (22 марта ст.ст.) (1)
Православный календарь 5 октября (22 сентября по ст.ст.) (1)
Преображение (1)
прививка (1)
прививки (4)
притча (1)
причастие (1)
проповедь (5)
психология (2)
психология отношений (1)
психология ребенка (1)
Путешествия (2)
Путин (1)
Радоница (1)
раскол (2)
распятие (1)
религия (2)
репрессии (1)
рисунок (1)
рождество (5)
Рождество Христово (1)
рок-музыка (1)
Романовы (1)
Россия (3)
РПЦ (4)
санитарные нормы (1)
свадьба (2)
Светлая седмица (2)
семья (3)
Сказки (2)
смертная казнь (1)
смертники (1)
сострадание (1)
Сретение Господне (1)
Сталин (2)
старообрядцы (1)
старцы (3)
Страстная неделя (1)
Страстная суббота (1)
Страшный Суд (1)
суррогатное материнство (1)
СЭС (1)
Толстой (1)
туризм (2)
туризм небоскрёб (1)
тягнибок (2)
убийство (1)
УГКЦ (1)
украина (3)
униаты (1)
УПЦ (3)
УПЦ КП (1)
Фармакология (1)
филарет (1)
фонтан (1)
Франция (1)
христианство (1)
Царев (1)
Церковь (1)
чудеса православия (2)
чудо православия (1)
шведская семья (1)
штрафбат (1)
экзорцизм (1)
эпидемия (1)
юмор (1)
язычество (2)
Янукович (1)
Япония (1)
Ясная Поляна (1)
яценюк (2)


Календарь
 Ноябрь 
Пн
Вт
Ср
Чт
Пт
Сб
Вс
 
 
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30


Вторник 17 сентября 2013
ded195413 | 2013-09-17 10:36:20 без темы
Сообщение прочтено 47 раз

Специальный репортаж из осиротевшей церкви отца Павла Адельгейма

Елена Рачева

Отец Павел Адельгейм Сорок дней назад в Пскове отпели и похоронили отца Павла Адельгейма. Мы с коллегой приехали к отцу Павлу прошлой зимой, перед Рождеством.

 

Пришли почти так же, как позже — убийца: посторонние люди, ночью. Честно предупредили, что считаем себя атеистами. Нас усадили за стол, жена Адельгейма Вера Михайловна попыталась уступить мне свою кровать. Думали, что едем брать интервью, а остались жить. Не задавали вопросы, а слушали, до поздней ночи сидя с отцом Павлом на кухне: о конфликте с епархией, судах, вере, политике, лагере, литературе, духовном поиске, отношениях с Богом и людьми. Об этом и хочется вспоминать.
* * *

— Плохо пост вела, не соблюдала, это один грех. А второй — когда молодая была, так это... гуляла! Мужу изменяла. Ой, изменяла! Аборты делала, великий грех. Молодая была...

Древняя старуха не встает с постели уже полгода, а кается таким громовым голосом, что слышно по всей квартире. Я сижу на кухне в грязной хрущевке, пытаясь не слышать доносящейся исповеди.

— Господь и Бог наш Иисус Христос... Прощено чадо Зинаида... — тихо, на выдохе, молится отец Павел.

— Все теперь померли, а сама ногу сломала, лежу... — жалуется чадо Зинаида.

— Прощаю от всех грехов твоих, во имя Отца, и Сына, и Святаго духа...

Оба голоса затихают. Успокаивается, облегченно всхлипывает Зинаида.

Отец Павел выходит на кухню, садится: усталый, отяжелевший.

— Представьте взрослого человека, — говорит он, — который впервые в жизни приходит в церковь и говорит: я убил человека. Или: я изменил жене.

Конечно, можно сказать: «Ты теперь 20 лет причащаться не можешь», — а он и не причащался никогда. Все, что могу, — отпустить его грех. Сказать: давай приходи, проси у Бога прощения. Чтобы хоть тогда началась его сознательная жизнь. Она не измеряется количеством лет, а той полнотой, которую человек способен принять от бытия. День в бытии — уже дар.

* * *

Имя 75-летнего протоиерея псковской церкви Святых Жен-мироносиц стало известно несколько лет назад, когда он громко заявил о самоуправстве церковных иереев, стал воевать против реформ РПЦ и выступил в защиту Pussy Riot.

В советское время отец Павел отсидел в лагере, в новое — был уволен из двух приходов и едва не запрещен в служении. Несмотря на это, восстанавливал и строил храмы, брал на воспитание больных детей, создал регентскую школу и спаянную, преданную ему общину. Харизматичный, искренний и свободолюбивый батюшка стал примером хорошего попа даже для ненавистников РПЦ. Он был дан нам как человек идеальной, но не существующей церкви — образец пастыря, каким его представляет паства: жил скромно, носил старую рясу, выстаивал службы на деревянном протезе (ногу потерял в лагере в 1971 году), никому не отказывал в помощи, приюте и разговоре, а в проповедях не поднимался в метафизические выси, а говорил понятно, просто, красиво.

Удивительная для священника вещь: Адельгейм оставлял своей пастве свободу мысли, говоря о любви и бытии чаще, чем о покаянии и долге, и не требовал тупого соблюдения церковных правил.

«Подсвечники» или «захожане» — называл он обычных посетителей церкви: «Они приходят помолиться о том, чтобы муж
Читать


Категории: Павел Адельгейм    
Среда 28 августа 2013
Сообщение прочтено 65 раз

Иерей Павел Адельгейм

Глава пятая. Охраняемая Законом

Я не знаю, что значит какой-то прогресс,
Но до здравого русского веча
Вам еще, государи, далече!
А. К. Толстой

1. Образование и численность религиозной общины

Своими глазами. Иерей Павел Адельгейм «Религиозное общество есть местное объединение верующих граждан, достигших 18-летнего возраста, одного и того же культа, вероисповедания, направления или толка, в количестве не менее 20 лиц, объединившихся для совместного удовлетворения своих религиозных потребностей»25.

 

Инициатива образования религиозного общества принадлежит верующим.

«Для регистрации религиозного общества учредители его в количестве не менее 20 человек подают в органы… заявление о регистрации по форме»26.

При положительном решении горисполком регистрирует вновь образовавшуюся общину и заключает договор о передаче ей на ответственное хранение молитвенного дома и культового имущества27. В настоящее время договор в трех экземплярах, подписанный верующими, заверенный печатью и подписью горисполкома, хранится в горсовете у уполномоченного и в общине. Так возникает «двадцатка». Этим словом обозначается 20 человек, подписи которых стоят в настоящий момент под договором. В постановлении этого слова нет. Следовательно, никакого юридического содержания слово «двадцатка» иметь не может. Это только рабочий термин. Зато практическое значение этого ракового образования на теле церковной общины очень значительно. Но почему именно «двадцатка»? Может быть, закон ограничивает количество членов религиозной общины? Ограничивает со стороны минимума. И слава Богу, что ограничивает минимум, а то было бы еще хуже. Выражение «в количестве не менее 20 человек» употреблено дважды: в ст. 3 и ст. 5, которые мы цитировали выше. Указания на максимальный предел в Постановлении нет и не должно быть. Нет разумных оснований разрешить Петру и не разрешить Ивану войти в состав религиозной общины. Ст. 31 Постановления гласит:

«Все местные жители соответствующего исповедания, направления и толка имеют право подписать договор о получении в пользование здания и имущества храма и после передачи культового имущества, приобретая, таким образом, право участия в управлении этим имуществом наравне с лицами, первоначально подписавшими договор».

Отсюда очевидны четыре вывода:

1. Число членов общины не ограничено «двадцаткой», может быть значительно больше.
2. Чтобы стать членом религиозной общины, не требуется согласие горсовета, уполномоченного или другого государственного органа власти.
...
Читать


Категории: Павел Адельгейм    
Суббота 24 августа 2013
Сообщение прочтено 49 раз

Иерей Павел Адельгейм

 Органы

 Змей был хитрее
всех зверей полевых.
Быт 3:1

Глава 4. Иманус

И во гневе за меч ухватился Поток:
«Что за хан на Руси своеволит?»
Но вдруг слышит слова: «то земной едет бог,
...
Читать


Категории: Павел Адельгейм    
Среда 21 августа 2013
ded195413 | 2013-08-21 08:22:42 Своими глазами
Сообщение прочтено 58 раз

Иерей Павел Адельгейм

Глава третья. Война и мир

…несравненное право —
Самому выбирать свою смерть.
Н.С. Гумилев

Война (Первый путь)

1. Волк и ягненок

Своими глазами. Иерей Павел Адельгейм Итак, Церковь оставлена за пределами закона. Не случай­ность, не ошибка юристов. Диалектика ленинской политики в социалистической действительности. Свидетельство обречен­ности. «Марксизм беспощадно враждебен религии»1. Теперь можно сравнить позиции двух собеседников.

 Советское государство обладает полнотой власти. Церковь оставлена на птичьих правах.

Советское государство имеет политическую и военную мощь. Церковь — невеста Христова. Единственная защита — крест.

Советское государство располагает полнотой гражданской власти, мерами принуждения. Церковь имеет духовный автори­тет. Ее духовной власти подчиняется православный народ. Ее ду­ховную силу признает Запад. Даже советское государство считается с ее духовным авторитетом. Только не следует преуве­личивать ее возможности, путаясь в словах. Это чисто духовный авторитет. За ним не стоит никакая иная сила. Таковы позиции двух собеседников к началу диалога. Что же за диалог может быть в таких неравных условиях? Диалог волка с ягненком. Волк по­дыскивает правовые аргументы для завтрака. Ягненок оттяги­вает время.

Где же выход? «Высшая церковная власть стоит ныне перед неизбежным выбором: либо решительными действиями иску­пить свою тяжкую вину перед РПЦ, либо окончательно перейти в лагерь ее врагов»2.

Отцы Глеб и Николай констатируют наличие двух путей в жизни РПЦ. Их симпатии на стороне первого.

2. Vis et vir (сила и мужество)

С сильным не борись,
С богатым не судись,
С коммунистом не спорь.
...
Читать


Категории: Павел Адельгейм    
Понедельник 19 августа 2013
Сообщение прочтено 74 раз
Неоконченное интервью с о. Павлом Адельгеймом
Светова Зоя
о. Павлел Адельгейм
8 августа в Пскове похоронили жестоко убитого в собственном доме 75-летнего священника отца Павла Адельгейма. Дьякон Андрей Кураев назвал его «последним свободным священником Московской патриархии». В память об этом замечательном православном пастыре The New Times публикует неоконченное интервью с ним
 Мы познакомились с отцом Павлом в сентябре прошлого года на конференции «Реформация: судьба Русской Церкви в XXI веке». Она была организована общественным движением «Россия для всех». Выступить приглашали разных священнослужителей. Не побоялся прийти только отец Павел Адельгейм. Я слышала о нем как о замечательном, мудром, деятельном батюшке, но главным образом — страстном критике «вертикали власти», выстроенной патриархом Кириллом в Церкви. Говорили, что отец Павел уже много лет борется против церковной реформы, которая сделала абсолютно бесправными рядовых священников, сократила до минимума роль мирян в приходской жизни и сосредоточила всю власть над приходами в руках иерархов.

В перерыве между докладами на конференции я старалась поговорить с отцом Павлом о самом главном, о том, что год назад волновало многих: что происходит с РПЦ. Мы, как мне тогда казалось, разговор только начали и договорились, что обязательно его продолжим. Отец Павел приглашал в Псков. Я обещала приехать. Как это часто бывает — не успела…

Антисоветчик

Вы, наверное, единственный священник в современной РПЦ, который сидел в тюрьме как антисоветчик. За что вас арестовали?

Меня рукоположили в 1959 году. А посадили через десять лет, в 1969-м. Я, правда, не получил даже начального зэковского образования, просидел всего три года по обычной статье для того времени: брежневская статья 190-прим («хранение и распространение клеветнических материалов, порочащих советский конституционный строй»).

Что у вас нашли?

У меня нашли довольно много стихов поэтов Серебряного века: Ахматовой, Цветаевой, Мандельштама, Волошина. Самое смешное, что суд решил, что все эти произведения писал я сам, а приписывал их известным поэтам.

«В Церкви существует непримиримость позиций по пониманию церковной жизни, которая пока не оформлена в раскол. Но если появится лидер, который захочет за собой повести людей, то раскол станет реальностью»

Где вы отбывали срок?

Я служил в Бухаре, а когда меня арестовали, следствие вел ташкентский КГБ, и в течение года я сидел во внутренней тюрьме. Потом меня отправили в лагерь на территории моего же прихода — лагерь был расположен в пустыне Кызылкум1.

Как же вы потом оказались в Псковской епархии?

В лагере после несчастного случая я потерял ногу и потом, выйдя на свободу, вернулся в свою Ташкентскую епархию. Мне дали приход в Средней
Читать


Категории: Павел Адельгейм    
Пятница 16 августа 2013
ded195413 | 2013-08-16 20:24:33 Своими глазами
Сообщение прочтено 69 раз

Иерей Павел Адельгейм

Глава вторая. Диалектика

Берегитесь лжепророков, которые
приходят к вам в овечьей одежде,
а внутри суть волки хищные.
По плодам их узнаете их.
Мф 7:15–16

Своими глазами. Иерей Павел Адельгейм Двусмысленным и противоречивым положение Церкви кажется до тех пор, пока мы пытаемся объяснить его из одной прин ципиальной позиции государства. Основатель Советского государства исходит не из одной, а из двух позиций. Ключом ко всей ленинской концепции о религии и церкви является его идея о стратегии и тактике в политике. Вот тезис и антитезис ленинской диалектики. Если с этих позиций рассмотрим отношение советского государства к религии и церкви, то не придется недоуменно спотыкаться о противоречия.

 Стратегия

 1. Суд

В. И. Ульянов (Ленин)Это закрытый партийный суд. Подсудимой не дали слова. Ее не допрашивали. Ее обвиняли. «„Религия есть опиум для народа“, — это выражение Маркса — краеугольный камень всего миросозерцания марксизма в вопросе о религии»1. Ленину понравилось это выражение. Он повторяет его много раз. Опиум — в его отрицательных свойствах. Опиум и водка при разумном употреблении полезны. Религия не может быть полезна никогда. Она лишена положительного содержания. Перечитайте все высказывания Ленина и убедитесь, что он не признает за религией никакой положительной ценности. Это отрава, и только отрава. «Род духовной сивухи», «Опиум», «Мракобесие», «Самые реакционные идеи»2. «Поповщина есть пустоцвет»3. «Идейное труположество, сугубо гнусное»4. «Кровавые враги народа, затемняющие народное сознание»5. «Всякая религиозная идея есть невыразимейшая мерзость»6.

«Из книгохранилищ изъять порнографию и книги духовного содержания, отдав их в Главбум на бумагу»7. «Все современные религии и церкви марксизм рассматривает всегда как органы буржуазной реакции, служащие защите эксплуатации и одурманению рабочего класса»8.

Такое мнение главного судьи предрешило исход дела.

2. Приговор

Он не был обнародован. Мы узнали его из дальнейшей судьбы подсудимой. Приговор выявила история. «Как в сказке говорила королева: сначала казнь, а приговор потом».

Солженицын пишет, что существует тайное письмо Ленина о разгроме Церкви. Мы не имели возможности познакомиться с этим документом. Что касается печатных высказываний Ленина о судьбе религии, его стратегия одевается в полумаску тактики.

«Энгельс требовал от рабочей партии умения работать над делом… ведущим к отмиранию религии»9.

«Религия будет исчезать. Ее исчезновение должно произойти»10.

«Упразднение религии как иллюзорного счастья народа есть требование
Читать


Категории: Павел Адельгейм    
Воскресенье 11 августа 2013
Сообщение прочтено 55 раз
Пскове завершилась церемония прощания со священником Павлом Адельгеймом.

Отпевание началось сегодня, 8 августа, после утренней службы в храме святых Жен Мироносиц, где Павел Адельгейм служил до 2008 года настоятелем, а затем — обычным священником. Гроб с телом отца Адельгейма установили в храме накануне. Утреннюю службу, по свидетельствам очевидцев, посетили несколько сотен человек, а попрощаться со священником пришли больше тысячи человек.

В храм Жен-Мироносец в Пскове, где в четверг прощаются с отцом Павлом Адельгеймом, идут не только прихожане мученически погибшего священника, но и все те, кто был знаком не только со словом, но и делами отца Павла.

Храм Cвятых Жен-Мироносиц — здесь отец Павел Адельгейм служил больше десятка лет — был восстановлен с его помощью. Прихожане вспоминают его как человека, который никому и никогда не отказывал в благословении или в совете.

Местная жительница: «Ну, что можно в этом горе сказать? То, что он действительно человек, большой и добрый, в его доме двери всегда были открыты».

Местная жительница: «Человек светлый был, добрый, умный. Стихи нам читал, проповеди хорошие были. Понимаете, это горе для всего города. Поэтому столько народа здесь».

Смерть Павла Адельгейма в Пскове шокировала многих. Он был известен не только как хороший оратор, как проповедник, как человек, который организовал приют, но и как человек, который не стеснялся говорить то, что думал.

 


Категории: Павел Адельгейм    
Суббота 10 августа 2013
ded195413 | 2013-08-10 21:27:21 Своими глазами
Сообщение прочтено 51 раз

Иерей Павел Адельгейм.

Вступительное слово

Своими глазами, сердцем, душою, разумением.

Своими глазами. Иерей Павел Адельгейм Пятьдесят лет священнослужения отца Павла Адельгейма — это годы скорбей, потерь и лишений. Но и радости. «В мире будете иметь скорбь; но мужайтесь: Я победил мир» (Ин 16:33) — сказал Господь и заповедовал радоваться: «и радость ваша будет совершенна» (Ин 15:11).

 Та радость, которая возможна только в спасительном предстоянии перед Богом, — Истины, Правды и Церкви Его ради, ибо сказано: «иго Мое благо и бремя Мое легко» (Мф 11:30). Христос для мира непобедим и ему непод­властен, каким бы страшным и нелепым этот мир ни казался, — в этом, пожалуй, главный вывод по прочтении книги отца Павла «Своими глазами». 35 лет пролежала она под спудом, почти за­бытой, как свидетельство о том, что, кажется, и быльем поросло, но вот, неожиданно для самого автора попросилась на свет.

Призвание к служению о. Павел ощутил еще в отрочестве, когда начал помогать теперь прославленному церковью старцу Севастиану в Казахстане, где жил со ссыльной матерью. И с тех первых шагов со старцем по нескончаемым дорогам широко раз­бросанного прихода это призвание звучит в нем не ослабевая, обрастая обертонами новых смыслов, открывая всю глубину Божьего замысла о человеке. В разные годы служения священ­ника лишали свободы, здоровья, семьи. Потом — построенного храма, созданной школы, одного за другим двух приходов. Таковы плоды правдоискательства, которые на протяжении ве­ков мало в чем изменились, разве что в деталях.

В 30 лет он был арестован по «антисоветской» статье и непра­ведно осужден. Но именно в лишениях открылся ему метод осоз­нания действительности, прежде всего — церковной. Суть ме­тода — в аналитическом сопоставлении существующих законов и реальной действительности. Казалось бы, дело совсем бес­перспективное в государстве, само существование которого началось с произвола и беззакония, где Произвол давно следует писать с большой буквы и где к нему привыкли, как к погодному явлению. Где, наконец, только Произвол и умеет уважать себя заставить, а закон вызывает смех, хоть и не без горечи: «закон — что дышло, куда повернул — туда и вышло», «закон — тайга, а прокурор — медведь», «законы святы, да судьи супостаты». А если вспомнить замечание Гоголя, что в России всегда были две беды — дураки и дороги, то пословица «дуракам закон не пи­сан» зазвучит особенно красноречиво. Так стоит ли уделять столь пристальное внимание закону там, где он попирается на каждом шагу? Тем не менее, именно анализ и сопоставление, то есть в данном случае сопоставление законов и постановлений о церкви, принятых в советском государстве, с церковной прак­тикой 70-х годов открывает истинное, исторически уникальное и, по сути, трагическое положение церкви, а точнее, если уж быть точным до конца, Московской патриархии (МП), в кото­ром она тогда оказалась.

Страницы книги «Своими глазами» писались в тяжкие для Церкви времена, в середине тех самых 70-х. Но когда они были легкими? Вопрос риторический, прежде всего, потому, что у Церкви Христовой
Читать


Категории: Павел Адельгейм    
Вторник 6 августа 2013
Сообщение прочтено 47 раз

Священник Павел Адельгейм у себя дома. Фото: Анна Шишова Убийцу отца Павла Адельгейма допросят, как только он отойдёт от наркоза. Об этом Псковскому агентству информации сообщил старший помощник руководителя Следственного управления Следственного комитета РФ по Псковской области Антон Доброхотов.

Читать далее »


Категории: Павел Адельгейм    
Сообщение прочтено 70 раз

Слово о радости отцу Павлу Адельгейму

Виктор Яковлев

Священник Павел Адельгейм

1 августа приход святых Жен Мироносиц будет поздравлять с 70-летием своего пастыря, а до недавних пор и отца-настоятеля протоиерея Павла Адельгейма, известного и почитаемого исповедника православной веры, проповедника, богослова, церковного публициста.

 Промысел Божий

Снова и снова всматриваюсь, вдумываюсь в давнюю, 1940 года, фотографию: на ней двухлетний мальчик и его молодой отец. Взгляд отца обращен на сына.

Через два года этого красивого, талантливого тридцатилетнего человека расстреляют по 58-й1 статье с традиционным для тех лет перечнем подпунктов (58-1, 58-10, 58-11). Потом, конечно, реабилитируют… Останутся стихи:

Да, с правдой столкнуться опасно
Один на один, говорят,
И встретить нельзя безнаказанно
Ее немигающий взгляд…2

1940 год. Двухлетний мальчик (Павел Адельгейм) и его отец (Анатолий Адельгейм). За год до ареста и два года до казни. Фото из семейного архива А мальчика ждет впереди сиротское детство, детдом, а когда мать отсидит срок по той же статье, жизнь с ней в ссыльном Актау под Карагандой.

Потом, уже в свои тридцать лет, — свой срок по статье 190-13 и тоже – реабилитация.

И все же главным содержанием жизни отца Павла станет уже почти 50-летнее теперь священнослужение. Тогда, в Караганде, он начал помогать в богослужениях келейнику последнего оптинского старца Нектария отцу Севастьяну, ныне прославленному Церковью святому:

— Да, выпало промыслом Божиим такое счастье – сопровождать его по приходу, — вспоминает отец Павел. – Приход был огромный, приходилось очень много ходить. И все-таки он ежедневно, вернее, еженощно, по частным домам (иначе было нельзя) совершал Божественную литургию. Это продолжалось на протяжении многих лет. Думаю, тогда у меня и возникло такое совершенно четкое убеждение, что это мой путь: я хотел быть священником, и никем больше себя не представлял.

Проповедовать детям слово Божие гораздо трудней, чем взрослым, потому что перед ними гораздо сложнее ставить проблемы так, чтобы проблемы эти были им понятны. Фото: Анна Шишова Проповедовать детям слово Божие  гораздо трудней, чем взрослым, потому что перед ними гораздо
сложнее ставить проблемы так, чтобы проблемы эти были им  понятны. Фото: Анна Шишова

Мысленно возвращаюсь к этой фотографии всегда, когда задаюсь вопросом: почему следование правде и истине неизбежно
Читать


Категории: Павел Адельгейм