Авторизация
Меню

Календарь
 Март 
Пн
Вт
Ср
Чт
Пт
Сб
Вс
 
 
 
 
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
31


Православие под ударом: противостояние Церкви и власти в Греции в 1831—1861 гг
ded195413 | 2012-08-07 06:22:50
Сообщение прочтено 134 раз

Борьба с византийским наследием стала основой государственной политики этого периода. В ее поддержке объединились баварцы и представители западномыслящей интеллигенции. Храмы теперь повсеместно строились в неоклассическом стиле, а в иконописи наблюдалось стремление к западным образцам. Даже на Афоне некоторые монахи следуя так называемой «русской манере» занимались копированием испанских и итальянских прототипов нанося их на уникальные византийские фрески.

 

  После освобождения Греции от османского владычества первым президентом нового государства стал опытнейший дипломат и политик (в прошлом министр иностранных дел Российской империи) Иоаннис Каподистрия (1776—1831). Честный человек, горячо любящий свою Родину он пожертвовал все свое имущество на нужды национально-освободительного восстания и посвятил свою жизнь служению Отечеству. На новом посту Каподистрия попытался провести реформы и консолидировать разобщенное общество, но столкнулся с яростным сопротивлением могущественных проанглийских и профранцузских кланов. Подозревая президента в связях с Россией, они постарались раскачать ситуацию и организовали небольшие восстания на островах Идра и Порос. После провала попытки организации крупных протестных акций против власти, при поддержке анлийского и французского послов в Греции была спланирована операция по устранению Каподистрии. 27 сентября 1831 г. он был убит на ступенях церкви святого Спиридона Тримифунского в тогдашней столице Эллады городе Навплио.

Устранение Каподистрии означало утрату последней возможности чтобы греки сами возглавили собственное государство, вели самостоятельную политику внутри страны и определяли ее внешнеполитические ориентиры. Кроме того это стало и поражением традиционалистов (к числу которых несомненно относился и Каподистрия). К управлению страной вскоре пришли чуждые ей люди (в большистве своем иноверцы), далекие от православной традиции и с пренебрежением относившиеся к духовному наследию Византии.

7 мая 1832 Франция, Россия и Англия приняли совместное решение о провозглашении королем Греции сына баварского короля Людовика Оттона (Отто) Вительсбаха. Начавшийся период «Баварократии», продлился до 1862 года и принес Греческой Церкви много бед и горя.

Королю Оттону на момент его назначения было всего 16 лет. По вероисповеданию он был католик и вероятно отец готовил его к принятию сана. По пути в Грецию будущий правитель посетил Рим за советом и благословением Римского папы.

   Для управления страной была назначена регентская комиссия из трех человек, до достижения Оттоном совершеннолетия. Церковью, образованием и правосудием в этой комиссии стал заведовать Георг-Людвиг Маурер (протестант, сын пастора). Два других регента были соответственно протестантом и католиком.

В стране установилась абсолютная монархия. Все греки имевшие отношения к Каподистрии или подозреваемые в связях с Россией были удалены со всех государственных постов и вытеснены из сферы образования. Подавлялось любое инакомыслие, а богословское образование было полностью переориентировано на западные схоластические модели.

Реформы Оттона были поддержаны постоянными оппонентами православных традиционалистов – новогреческими Просветителями. Они же с восторгом встретили анти-византийскую программу нового правительства. Ее кульминацией стало физическое искоренение ромейского культурного и духовного наследия. Только для строительства нового громадного кафедрального собора в Афинах было разрушено 72 уникальных церкви византийского и поствизантийского периода. На собранные от продажи участков деньги велось строительство, а части разрушенных церквей использовались в качестве строительных материалов.

Борьба с византийским наследием (во всех смыслах этого слова) стала основой государственной политики этого периода. В ее поддержке объединились баварцы и представители западномыслящей интеллигенции. На открытии храма святого Константина, построенного в неоклассическом стиле архитектором Кавтандзоглу, автор проекта собора произнес пламенную речь о необходимости борьбы с пережитками византийской архитектуры и живописи и возращения к древнегреческому идеалу красоты. Храмы теперь повсеместно строились в неоклассическом стиле, а в иконописи наблюдалось стремление к западным образцам. Даже на Афоне некоторые монахи следуя так называемой «русской манере» занимались копированием испанских и итальянских прототипов нанося их на уникальные византийские фрески.

В этом контексте вполне органично смотрелась государственная кампания по отделению Элладской Церкви от Вселенского патриархата. После освобождения страны действительно возникла двусмысленная ситуация: епископы назначались в Константинополе, оттуда же в Элладу приходило Святое миро. Кроме того, Вселенский патриарх под давлением Порты и чтобы избежать геноцида греческого населения Малой Азии произнес анафему на участников греческого восстания 1821 года.

Однако, несмотря на перечисленные факторы, греки в подавляющем большинстве по-прежнему не хотели автокефалии и воспринимали Константинополь как духовный центр своего народа.

Король и поддержавшие его новогреческие Просветители относился к Церкви как к политическому, а не духовному институту и ратовали за установление синодальной системы церковного управления. Стремление к автокефалии было также обусловлено желанием, чтобы государство обрело европейский облик и вид по всем параметрам: от образования до правосудия, от архитектуры до науки. Так появляется идея «национальной Церкви» — Церкви как политического механизма, причем механизма подчиненного государству. Кроме того Церкви современной, “европейской”, свободной от “православных предрассудков” и “ретроградства”.

  15 марта 1833 г. королевским указом с целью решения накопившихся в религиозной сфере проблем была созвана «Церковная Комиссия», состоявшая из семи человек: четырех мирян и трех епископов. Председательствовал в ней крупный политик Спиридон Трикупис, а его заместителем был лидер новогреческих Просветителей Феоклит Фармакидис. В первый же день без консультаций с Константинопольским патриархом было принято антиканоничное решение о подчинении Элладской Церкви королю и ее независимости от любой другой Поместной Церкви.

В итоговом документе комиссии фигурировали странные для Православной Церкви представления:

–     Все Православный Церкви должны быть независимы друг от друга. Их объединяют только единые догматы.

–     Церковь должна подчиняться политическому руководству страны.

–     Очернялось монашество, описывавшееся как собрание отсталых людей, одержимых страшными пороками.

–     Составители документа иронизировали над греками. Их привязанностью к посту, молитве, отказу от работы в дни церковных торжеств.

В июле того же года в городе Навплио были собраны греческие епископы, под давлением подписавшие предложенную им хартию. Вскоре после этого был опубликован королевский указ, в соответствии с которым Синод теперь состоял из 5 членов назначаемых королем, а все его решения обретали силу только в случае согласия высшей светской власти. Интересно, что текст этого указа практически полностью повторял соответствующий документ об организации церкви в Баварии. Хотя один из его авторов регент Маурер указывал, что за основу был взят другой прототип – русская синодальная система Петра I.

Страницы: 1 2


Категории: афон