Авторизация
Меню

Календарь
 Июнь 
Пн
Вт
Ср
Чт
Пт
Сб
Вс
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30


Понедельник. Исторический, документальный, реалити-шоу / колонка от Дениса Куклина
Серый Лев | 2013-02-04 13:13:08
Сообщение прочтено 324 раз

Есть некоторые вещи, замечательные сами по себе. И применение их может быть различным. Например, энергия, вырабатываемая при цепной реакции распада урана, может обеспечить светом, теплом и электричеством всё человечество, а может и уничтожить его. Каждый жанр или метод, или даже сюжет для кино, если он достаточно хорош, тоже работает по этому принципу. Важно, как именно его использовать. Но сейчас я хочу поговорить не столько о кино, сколько о телевидении. И в целом, как ни странно, я буду не ругать его, а хвалить.

В конце 1990-х один нидерландский продюсер придумал «Большого брата». Примерно в то же время вышел фильм «Шоу Трумана», и давняя концепция наблюдения за обычным человеком из раздела маний в учебниках по психиатрии превратилась в мировую сенсацию. У нас «Большой брат» не пошёл, но «За стеклом», «Последний герой» и «Дом-2» известны даже тем, кто их никогда не видел. Телевизионщики этот жанр назвали «риалити-шоу», начали использовать его по полной, и успешно используют до сих пор. Например, украинский канал СТБ купил (в основном, у британского ITV) лицензии на множество проектов, использующие «наблюдение за обычным человеком» — «Хата на тата», «Дорогая, мы убиваем нашего ребёнка», «Взвешенные и счастливые» и прочие, и прочие. Даже «X-Фактор» держит у экранов аудиторию, наблюдая, как обычные люди пытаются стать певцами.

Является ли «риалити-шоу» злом само по себе? Конечно, нет. Это всего лишь метод, приём, но невероятно эффективный, и останется таковым в ближайшие десять лет. Но возможно ли использование его «во благо»? Трудно сказать, ведь все известные нам «риалити-шоу», пытаясь охватить 95% населения, вынуждены работать с теми эмоциональными и интеллектуальными потребностями, которые присущи этим 95% населения, то есть, с самыми примитивными. Сложные потребности потому и делают нас индивидуальностями, что встречаются редко. Значит ли это, что все риалити-шоу такие? Утверждение это похоже на мантру «всё телевидение такое». Телевизор — это просто коробка для приёма сигнала. Вопрос в том, какой именно сигнал он принимает. Справедливости ради, я тоже был уверен, что «всё телевидение такое», когда оно перестало удовлетворять мои потребности. Несколько лет теле-воздержания — отличный выбор в такой ситуации. Но потребности не исчезают. Поэтому мне захотелось найти «моё телевидение», удовлетворяющее мои потребности.

Я, как и Тони Сопрано, люблю документальное историческое кино. У владельцев кабельных пакетов, вероятно, есть выбор из каналов на историческую тематику. Если подвергать классификации подобные программы, их можно назвать «документальными историческими сериалами». Ими никого не удивишь, и лично я предпочитаю засыпать под нечто подобное. Но каково же было моё удивление, когда я наткнулся на «историческое риалити-шоу». Как вы помните, из всех проектов вроде «Большого брата», пытавшихся быть оригинальными, не выжил никто. Все дополнительные условия, вроде строить дом в первом «Доме» или искать деньги в незнакомом городе, или жарить кузнечиков, уменьшали аудиторию — одному человеку не нравится дикая природа, а другому — стротельство, и они искали шоу без этих элементов. Так вот, исторические риалити-шоу должны иметь самые низкие рейтинги (и они у них, вероятно, такие и есть), но их, кажется, это не очень волнует. Принцип тот же — группу обычных людей помещают в историческую реконструкцию и наблюдают, как они будут вести себя в «новых» «старых» условиях.

Например, в «Последнем герое» участники разбивали вигвам, ели рис и участвовали в «весёлых стартах». В проекте «I, Caveman» никаких весёлых стартов нет — участники с каменными инструментами просто ищут еду, как их предки 100 тысяч лет назад. Круглосуточно и безуспешно. Суть этих исторических проектов не в наблюдении за «пауками в банке», а в знакомстве зрителя с реалиями конкретной исторической эпохи или ситуации. Иными словами, здесь риалити-шоу становится не развлекательным, а познавательным и даже образовательным проектом. И это, вне всякого сомнения, превращает его из «зла» в «благо».

Исторические риалити-шоу делаются многими каналами, например, Discovery или BBC. Например, есть несколько ферм — викторианскаяэдвардианская и т. д. — где участники занимаются сельским хозяйством по методам соответствующих эпох. Ещё одно шоу посвящено аптекарскому делу XIX века. Ни один адепт здорового питания и гуру идеальных фигур не смог убедить меня во вреде конфет и печенек так, как это сделал 6-серийный проект «Забытые диеты». «Взвешенные и счастливые» по сравнению с ними — как концерт Верки Сердючки после посещения филармонии. В одном шоу группа людей пытается повторить путь первых австралийских колонистов, в другом современные строители берутся за возведение римской виллы по римским технологиям и впервые в жизни получают радость от работы. И таких шоу много, очень много.

Как любое образовательное телевидение, подобные шоу обречены на низкие рейтинги. 95% людей после работы или учёбы хотят развлекаться, а не обучаться, поэтому выберут, скорее «нормальный» «Дом-2». Однако есть и те самые 5%, которые испытывают иную потребность. Кто же будет снимать такие низкорейтинговые шоу? Channel 4, и вот почему...

Ответ на странице - http://www.cineast.com.ua/2013/02/monday-04-02-2013.html


Категории: BBC  | понедельник  | Channel 4